Николай МАРКИН, бывший воздушный гимнаст и инспектор манежа: Я пропитан бациллами цирка
Мы встречаемся с ним возле эстрадно-циркового колледжа в Алматы. Здесь Николай Андреевич преподает 25 лет. В два раза больше - 50 лет - он проработал в цирке. Сначала был воздушным гимнастом, потом постановщиком номеров, а в последнее время инспектором манежа.
“Вся жизнь была отдана этому волшебному пятачку диаметром 13 метров”, - это он о цирковом манеже, конечно.
Ему есть что вспомнить. Сколько же было городов, гостиниц, перелетов за то время, что Маркин был артистом... Удивляется: ведь умудрялись же тогда выживать (условия частенько были спартанскими) и каждый день чувствовать себя счастливыми. Потому что быт и те пресловутые удобства не важны, когда в жизни есть дело, которое ты не просто любишь...
- Мы все фанатики цирка, - несколько раз во время нашего разговора повторяет наш герой. - Я же был кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. Знакомый позвал меня отработать с ним номер. Пошел ради интереса, так просто - посмотреть на представление. Это было так, будто водой меня окатили. Я сразу влюбился в это место. Это был конец 60-х, цирк шапито в Воронеже.
И закрутилось. На то, чтобы подготовить номер, у Маркина с партнером ушло два года. Сначала работали в паре. Потом - трио. Домой приезжал только в отпуск - у цирковых всегда так, весь год они колесили по Союзу. Алматы не всегда был его домом. Впервые Николай Андреевич приехал сюда на гастроли в 1974 году. А потом остался...
- Влюбились, наверное? - догадываюсь.
- Точно. Моя жена была цирковой гимнасткой и жила в Алматы. Через два года после нашего знакомства я переехал в Казахстан. Потом мы вместе ездили на гастроли.
- А дети? Они связаны с цирком?
- У нас дочь. Она была моей ученицей- гимнасткой - я с малых лет ее готовил. Мы думали, что продолжит наше дело. Но наступили 90-е годы. Развал Союза. Неразбериха. Я посоветовал ей получить профессию, не связанную с цирком. Сейчас дочь главный бухгалтер. Если честно, она до сих пор иногда говорит, что жалеет о том, что не стала артисткой.
Но тогда на это решение повлияли непростые для всех, а для него вдвойне, времена. В 1993 году воздушный гимнаст Николай Маркин, блиставший под куполом цирка, получил травму: упал с восьмиметровой высоты прямо во время представления - подвел реквизит. Это было на гастролях в Краснодаре. Врачи не давали гарантии, что он выживет, а тем более встанет на ноги. Но наш герой смог это сделать, хотя и пришлось заново учиться ходить. Правда, тогда мужчина был уверен, что в цирке теперь сможет быть только зрителем. Думал, оформит пенсию (она у него была льготная - уже мог это сделать) и начнет заниматься чем-то другим.
- Но, к счастью, мне предложили ставить номера в нашем цирке и в том же году - преподавать в колледже, - улыбается Николай Андреевич. - А потом я стал инспектором манежа цирка.
Кто это, объяснить обычному человеку сложно. Я тоже задаю такой вопрос.
- Инспектор манежа работает с артистами: распределяет их по гримеркам, составляет расписание репетиций, цирковую программу, проверяет состояние тросов и другого оборудования, - объясняет Николай Андреевич. - Если в цирке что-то произойдет с артистом, то спрашивают с инспектора. У нас был такой случай. Проходили показательные выступления студентов нашего колледжа. Выступал гимнаст. Он пошел на сальто, хотел скрутить три оборота, а получилось два с половиной. Парень упал и сломал несколько шейных позвонков. К счастью, остался жив, но долго восстанавливался. А меня трясли: как это случилось, почему...
Отвечает инспектор не только за людей, но и за животных: расселить заезжих четвероногих артистов, проследить за тем, чтобы все было в порядке не только за кулисами. Бывает-то всякое. Однажды, например, прямо во время представления с манежа в зал сбежал медведь - помчался вверх по лестнице. Благо никого из зрителей не тронул. Пришлось его ловить.
- А со знаменитостями, которые приезжают в ваш цирк, сложно работать? При вас были на гастролях и ЗАПАШНЫЕ, и БАГДАСАРОВЫ.
- С любым артистом всегда можно найти общий язык. Например, братьев Запашных помню с тех пор, когда они были совсем маленькими - я работал некоторое время в одной программе вместе с их родителями. Они знают, что я артист. Что касается Багдасаровых, то отец - человек достаточно прямолинейный, если ему что-то не нравится, в выражениях не стесняется. А дети прекрасные - они недавно приезжали. Общались. Мы же все цирковые люди - понимаем друг друга.
- А чем цирковой человек отличается от обычного?
- Он пропитан бациллами цирка.
Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы