Айдос САГАТ:Британцы просто заболели нашими домбрами и кобызами!
Известному музыканту Айдосу САГАТУ запрещен выезд за границу, его счета и имущество арестованы. Об этом он неожиданно рассказал, когда мы встретились, чтобы поговорить о предстоящем 25-летнем юбилее легендарного музыкального коллектива URKER и вообще о жизни и творчестве.
- На днях вы отмечали тридцатилетие со дня окончания байсеитовской школы. Под фото, которые выкладывали в Сеть, было много комментариев о том, что вы смотритесь моложе своих одноклассников. В чем секрет?
- Нет, у нас многие девчата выглядят шикарно. Та же Джамиля СЕРКЕБАЕВА, с которой я сидел в первом классе за одной партой. Помню, у нее были такие милые конопушки и две смешные косички. А Аида АЮПОВА какая красавица, хотя уже бабушка! У нас в классе уже пять или шесть бабушек и ни одного дедушки, кстати. Я вообще женился поздно, в 35 лет, поэтому у меня еще совсем маленькие дети: сыну девять лет, дочери - шесть. Мои дети очень музыкальные и артистичные, каждый вечер дома какое-то шоу. Я от них узнаю, что сейчас модно, они слушают всех этих рэперов типа Басты и “Грибов”, прости меня, господи. Я не настаиваю на получении музыкального образования, поэтому сын занимается шахматами и айкидо, по которому у него оранжевый пояс. В какой-то момент мне показалось, что он слишком интеллигентный, и я захотел, чтобы он увлекся всем этим мордобитием. Теперь, если надо, может и в ухо дать. Еще сын отлично рисует и лепит персонажей из мультиков.
- Но вы так и не ответили вашим поклонникам, которые считают, что вы совершенно не изменились за 25 лет...
- У меня конституция такая, спасибо маме и папе. И я стараюсь: около пяти лет я вегетарианец, пять лет практикую йогу, наверное, это работает. Где-то в 42-43 года я понял, что надо меняться. Весь этот рок-н-ролл, алкоголь и прочий ночной недосып я решил бросить, тем более это сказывалось на семье, детях. Потом уже вычитал у кого-то из йогов, что после 43 лет мужчина должен искать Бога. Именно в этот момент у меня начались такие поиски, и я заинтересовался кундалини-йогой, которая оказалась мне очень близкой по духу. Не зря это самый популярный вид йоги у голливудских звезд, у музыкантов. Например, Стинг, Мадонна очень плотно сидят на этом знании, потому что оно реально помогает людям жить в социуме, продвигать себя. И все модные спортивные клубы с тренажерными залами, бассейнами, куда я ходил лет семь, отпали сами собой. Потому что то, что я нашел, это не просто прокачивание тела, а прежде всего прокачивание мозга. Это было мне очень нужно, у меня просто свербило в голове: “Айдос, что ты делаешь? Так жить больше нельзя!”
- Интересно, что вас так тяготило?
- То, что тяготило, прошло, и в последние два года я живу очень даже весело!
- По-моему, какая-то ирония присутствует в ваших словах.
- Нет, это правда. У меня очень интересная жизнь. Прошлый, 2017 год был очень счастливым. Во-первых, мы с моим коллегой по группе URKER Рустамом МУСИНЫМ вновь стали активно раскачивать свой родной проект. А нам в этом году 25 лет! После “Дос-Мукасана” мы, наверное, один из старейших ныне живущих, существующих и активно работающих музыкальных проектов в Казахстане. По этому поводу у нас 1 ноября обязательно будет совершенно грандиозный юбилейный концерт во Дворце республики в Алматы. И вот сейчас какое-то второе дыхание открылось: пришло понимание, что хватит уже метаться, чего-то искать, ведь у нас есть любимое дело, которым мы занимаемся, есть музыка. И мы подуспокоились. Тем более мы чувствуем, что люди нас любят, ждут, хотят нас видеть. И мы активизировались снова: стали продвигать себя в сетях, хотя нас там никогда не было. Господи, мы даже открыли свой Инстаграм. На десять лет позже, чем все остальные! (Смеется.) Еще, чтобы люди нас не теряли, раскачиваем свой канал в YouTube и активизировались на телеканалах после некоторого перерыва.
- А этот перерыв был связан с тем, что вы занимались своим международным проектом No Mad Karma?
- Да, последние пять лет я активизировался в сторону Лондона, создавал с англичанами этот проект. Он тоже случился в моей жизни очень странно, но, по сути, явился филиалом группы URKER в Англии. Ведь на пятьдесят процентов музыка та же, а звучат композиции совершенно иначе, потому что они все на английском языке и исполняются англичанами. Я по-прежнему там композитор и сопродюсер совместно с известным английским барабанщиком Престоном ХЕЙМАНОМ. Он сопродюсер с британской стороны, а я - с казахстанской. В этом моем проекте работают Дэвид САЙ, который является фронтменом и автором текстов, и Джейли СМОЛЛ - наша вторая певица, и еще куча сессионных музыкантов, которых мы нанимаем, когда нужно. Так было в случае, когда мы выступали в прошлом году на EXPO в Астане. И это была возможность наконец представить мой новый проект No Mad Karma в Казахстане. А там, на Западе, я хорошо качаю его: мы заняли одиннадцатую строчку в поп-чарте Musik Week с композицией “27”. Это очень солидный чарт, на котором голосуют тысячи популярных диджеев со всего мира. И даже в какую-то неделю в этом чарте мы по строчкам были выше Дэвида Гетта и выше Рики Мартина. Представляете, это первая в истории казахская, уркеровская песня, которая попала в такой солидный чарт. Там нет никого даже из российских артистов, сплошные Бритни Спирс, Рианна и мы на одиннадцатой позиции. Это очень круто! Но у нас этого никто не понял, потому что все, что происходит за пределами Казахстана и России, для наших - будто бы на Луне. И многие почему-то говорят мне: “Если ты продвинулся там, то что ты тут вообще делаешь?” А почему я не могу быть здесь? Меня здесь все устраивает, а там и жить дороже, и все гораздо сложнее. Мы же в XXI веке живем: музыкант, если ему везет, может быть и там, и здесь, и еще где-то. И вот мне повезло, что у меня появились единомышленники там.
- А как это случилось?
- Мы впервые выступали с URKER в Лондоне, и легендарный Престон Хейман, который работал с Полом Маккартни, Кейт Буш и группой Massive Attack, оказался в зале. Дело было еще в 2008 году. А потом все тянулось очень долго: я искал средства, чтобы как-то двигать этот проект. Большая часть вложенных денег - мои собственные, а еще помогли меценаты. По этому вопросу я обращался во многие официальные инстанции: в Министерство туризма, встречался с замминистра иностранных дел, убеждал всех: “Нам же нужны знаковые проекты, нужны символы культуры - у меня классная идея, выделите что-то!” А мне отвечали: “Нет бюджета!” Слава богу, люди, которые работали над культурным контентом EXPO, оказались с головой, им очень понравился мой проект, и они предложили сделать шоу мирового класса. С нами играла казахстанская фолк-группа “Туран”, мы пригласили Астанинский камерный хор. И благодаря этому удалось отразить красоту смешения культур. Британцы просто заболели нашими домбрами, кобызами, казахскими костюмами, были в восторге от горлового пения. Они всегда удивляются, почему мы это не пиарим постоянно. С нашей же стороны все были потрясены специалистами, которые со мной работали. Это гитарист из группы Bee Gees, осветитель из группы Blur, звукорежиссер из группы “Инкогнито”.
- С выступлением No Mad Karma в Астане во время EXPO все понятно. А что у вас будет с этим проектом дальше, какие творческие планы?
- Дальше у нас случилась очень интересная история. В сентябре прошлого года нас пригласили на прослушивание на Би-би-си для возможного участия в “Евровидении” от Великобритании, потому что Казахстан пока в этом конкурсе не участвует. И тут выясняется, что я замешан в уголовной истории, а потому мои счета заблокированы, имущество арестовано и я являюсь невыездным!.. (См. "Друзья познаются в… банке")
- Я так понимаю, вы все это рассказываете, потому что наша газета для вас - последняя инстанция?
- Все верно! И я очень хочу, чтобы произошли две вещи: довели дело до суда и суд рассмотрел бы это дело беспристрастно. И еще было бы здорово, если бы откликнулся тот, кто, возможно, так же, как и мы, пострадал от подобного обмана. Я уверен: такие есть. Хватит! Доколе терпеть? Думаю, меня поддержат все, кто меня знает, ведь на протяжении 25 лет своей карьеры я ни разу не был замешан ни в каком грязном или скандальном деле. И такой пиар мне точно не нужен.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлены Айдосом САГАТОМ, Алматы