Картины - в массы
В Алматы стартовал очередной фестиваль муралов - рисунков, выполненных на фасадах домов. К Дню города южная столица получит восемь новых “полотен” - по одному в каждом районе города.
Фестиваль проходит уже в третий раз. Причем популярность этого жанра стремительно растет. С легкой руки алматинского фестиваля дома стали расписывать в Шымкенте, Павлодаре, Талдыкоргане. А в Астане в этом году впервые прошел собственный фестиваль, посвященный 20-летию столицы.
Сейчас в Алматы в разгаре работа над первым муралом. Это картина казахстанского художника Шеге - такой творческий псевдоним давно уже выбрал себе Владимир ГВОЗДЕВ. Оригинал называется “Песня”, выполнен в масле и уже разошелся по коллекционерам в виде авторских копий.
- Обычно участники фестиваля сами предлагают идеи, - рассказывает куратор фестиваля Молдир БЕКЖАН (на снимке). - Но эта картина стала исключением. Мы увидели ее совершенно случайно где-то на просторах Интернета и решили, что она прекрасно впишется в городскую среду. А уже под эту работу нашли исполнителя Андрея КРАВЧЕНКО, который с нами работал в 2016 году на первом фестивале муралов.
На счету Андрея несколько десятков таких крупномасштабных работ, и мастер говорит, что перерисовывать чужую картину не менее интересно, чем создавать собственное произведение. Все равно что получить мастер-класс от автора.
Вообще, в этом году в Алматы по очереди будут работать художники семи стран: Казахстана, Украины, Турции, Малайзии, Испании, Великобритании и Германии. Как рассказывают организаторы, наших художников могло быть и больше, но кто-то оказался занят, с некоторыми из них фестиваль уже работал, а хочется показать городу и другие художественные точки зрения. К тому же отбор претендентов проводился по представленным эскизам - утверждались лучшие, интересные по идее и исполнению.
- Независимо от авторства в любой работе все равно присутствует национальный колорит - этого хотят сами художники, - рассказывает Молдир Бекжан. - Они очень тщательно изучают историю, культуру Казахстана, прежде чем предложить свой эскиз. А в процессе работы задают нам много вопросов, и мы ищем какой-то интересный стык с современным языком. А вообще, это здорово, когда искусство выходит в город, становится доступно каждому человеку!
- Когда появляется рисунок на стене, вся территория становится более цивилизованной, - продолжает разговор Андрей Кравченко. - Да и люди иначе начинают себя вести. Например, в Испании торговые окна закрывают роллетами, но вандалы любят из баллончика “творить” на них. Так вот хозяева заметили: если нанести профессиональный рисунок, то уже поверх него надписи появляться не будут. Так что искусство несет за собой цивилизацию. Конечно, мнения разнятся: кому-то это нравится, а кто-то ворчит, что такие картины, мол, дурная трата денег. Всегда найдется тот, кто разбавит хорошее дело своей ложкой дегтя. Это как, знаете, “художника может обидеть каждый”.
Муралы в Алматы появляются благодаря спонсору, предоставляющему качественную краску, и финансированию акимата города. Одна расписанная стена обходится примерно в два-два с половиной миллиона тенге. В стоимость закладывается и гонорар художника, и его проживание, и аренда спецтехники, без которой невозможно расписывать стены домов на большой высоте. Каждый мурал рисуется примерно неделю. А для сокращения времени современные художники не переносят рисунок по клеточкам, масштабируя его, а пользуются проектором. В темное время суток готовая картина или заготовка транслируется на стену дома, и художник быстро наносит контуры будущего шедевра.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы