Фильмы разные нужны...
“Казахстан - это центр Земли, ведь оттуда людей в космос посылают” - так у себя дома, в Сербии, режиссер фильма “Крест из крови” Симо БРДАР объяснял продюсеру картины Карине СИТКИНОЙ, куда она едет. Продюсер ехала на первый международный кинофестиваль короткометражного игрового кино и документальных фильмов ERTIS CINEMA.
Фестиваль проходил 11-14 июля этого года в Павлодаре, на родине Шакена АЙМАНОВА, в рамках программы “Рухани жањѓыру”. Что удивительно, акимат области, управление культуры и центр развития молодежных инициатив хоть и приняли самое активное участие в его проведении - предоставляли залы для творческих встреч и мастер-классов корифеев кино, искали спонсоров для организации проживания и питания участников, не были его инициаторами. Придумал ERTIS CINEMA журналист Салауат ИГЛИКОВ.
10 лет Салауат является членом жюри международных кинофестивалей документального и короткометражного кино в России и Болгарии. И каждый год возит на них кого-то из Казахстана. В прошлом году это была режиссер Людмила ЛЕБЕДЕВА, снявшая в Павлодаре игровую короткометражку о Великой Отечественной войне “Мангышлык”, в съемках которой ей помогала чуть ли не половина города. Фильм взял в Софии Гран-при. Прихватив Людмилу как аргумент, Салауат в очередной раз пошел с идеей павлодарского кинофестиваля к акиму области, и вдвоем режиссер с журналистом наконец-то дожали акима Булата БАКАУОВА.
- Когда ездишь в Баянаул, встречаешь бабулек и дедулек, которых Шакен снимал в массовках своих фильмов, видишь, что они до сих пор живут воспоминаниями о тех съемках, каждый раз сообщая: “Мы артисты, мы у Шакена снимались”, - рассказывает Салауат. - Трогательно. Потом думаешь: у нас есть классическая музыка, шикарные симфонический, джазовый оркестры, ансамбли казахских и русских народных инструментов. А художники у нас какие! Мы же только и делаем, что ходим между концертами и выставками. А в кино почему нет? У нас ведь был Шакен, сейчас набирает обороты талантливый молодой режиссер Евгений ЛУМПОВ. Тот самый, который открыл для казахстанцев считавшуюся потерянной первую картину Мажита БЕГАЛИНА “Это было в Шугле”, снятую в 1955 году. Женя отыскал этот фильм в Москве, привез, за свой счет оцифровал, два месяца назад показал его в Астане, затем - в Алматы, а теперь его увидели и павлодарцы.
Подготовка к фестивалю в результате никого не оставила равнодушным. Сотрудник отдела организации культмассовых мероприятий управления культуры Исатай ХИКМЕТОВ до двух-трех часов ночи скачивал фильмы, которые приходили на почту, и пересылал их оргкомитету. Волонтеры центра развития молодежных инициатив взяли на себя всю бумажную работу и перевод абсолютно безвозмездно. Всего было прислано и отсмотрено 207 картин, из которых оргкомитет, отсидевший за экранами 50 часов, отобрал 99 фильмов из 21 страны: помимо государств СНГ были Иран, Ирак, Франция, Испания, Англия, Австралия, Индия, Болгария, Израиль, Сербия, Босния и Герцеговина и Египет.
Председатель жюри, глава Союза кинематографистов Казахстана Ермек ТУРСУНОВ на открытии рассказал, как долго не верил своим ушам. Международный кинофестиваль? В Павлодаре? Сами организовали? В жюри также вошли такие знаменитости, как народный артист СССР Асанали АШИМОВ, народный артист РФ кинорежиссер Владимир ХОТИНЕНКО, кинодраматург, кинорежиссер Сатыбалды НАРЫМБЕТОВ, декан факультета театра, кино и ТВ КазНУИ Талгат ТАЙШАНОВ и известный киноактер Фархат АБДРАИМОВ.
Испытать за пару дней всю гамму чувств и эмоций можно, наверное, только на кинофестивале. Особенно если он такой, каким получился в Павлодаре, где авторами были очень молодые люди - студенты либо вчерашние выпускники режиссерских факультетов. Документальные фильмы как будто дополняли друг друга. Судите сами: мы смотрим картину “Мен оралдым” (“Я вернулся”) казахстанского режиссера Жайыка БЕЛКОЖАЕВА, которая рассказывает об оралмане из Китая, решившем переехать на историческую родину в Казахстан, где жила его мама. Он думал, что будет жить в степи, но это его не остановило. Взял с собой только удочку и чемодан с хлебом. Это фильм о невероятном трудолюбии и жизнелюбии, стремлении человека жить в Казахстане и радоваться всему вокруг. Он шьет матрацы, косит траву, пашет землю, построил дом, завел семью. И тут же тему мигрантов продолжает фильм “Николай. Самолет. Электроламповый завод” российского режиссера Алексея ЕВСТИГНЕЕВА о бывшем казахстанском учителе русского языка Николае ШУЛЯЕВЕ, уехавшем в 1998 году на свою историческую родину в Саранск. Они с женой смогли купить только полуразвалившуюся лачугу. Николай пошел работать грузчиком на электроламповый завод, несколько раз попадал в больницу, отравившись на предприятии вредными испарениями, рядом трудились бывшая балерина и военный высокого чина.
Картина казахстанских режиссеров Рената ТАШКИНБАЕВА и Даниала ОКАСОВА “804-й километр. В плену у железной дороги” рассказывает о районе Астаны, который его жители называют бермудским треугольником. Он зажат между несколькими железнодорожными путями и напоминает остров. Один из героев - калека, которого сбил поезд. Дети вынуждены ходить в школу, пересекая эти пути, жители называют себя затерянными людьми, считают, что живут как отверженные и просят их переселить. И тут же следом идет фильм “Счастливый билет” казахстанца Руслана ИДРИСОВА о студенте из Афганистана Сабере РАСУЛИ, который утверждает: только приехав учиться в Астану, узнал, что, оказывается, есть лучшая жизнь. Прочитав о встрече президента Казахстана в феврале этого года с президентом США, Расули выложил в Интернете обращение к двум политикам с просьбой помочь восстановить мир в своей стране, имевшее большой резонанс.
- Я выжил в афганской войне, видел смерть отца, это страшно. Страшно отпускать сестру в школу, потому что она может не вернуться. Но я не хочу мести. Я успокоился здесь, в Казахстане, где в мире получаю сейчас хорошее образование. Меня научили жить в мире с людьми разных наций, я понял, что в Афганистане мы должны жить так же, - сказал студент в своем обращении.
Вот так все и познается - в сравнении.
Игровое кино было на все вкусы. Некоторые сюжеты просчитывались зрителем с первых секунд, как в основанном на реальных событиях фильме таджикского режиссера Файзулло ФАЙЗОВА “Таксист” о торговле детьми. Молодой таксист, пытаясь заработать деньги на лечение больного сына, вступает в сговор с криминальной группировкой, перевозит похищенную девочку, но в последний момент ее отпускает, и за это его убивают. В других короткометражках финал оглушал своей неожиданностью. В “Шоколадном ветре” российского режиссера Ильи АНТОНЕНКО две подружки болтают по скайпу, и одна из них, сидя в шикарной комнате, уговаривает другую бросить свою тяжелую и бедную жизнь и перебраться к ней, за границу, где будет и свой дом, и принц на белом коне. Заканчивается фильм аудиозаписью реального телефонного разговора двух русскоязычных смертниц из ИГИЛ за полчаса до того, как отправиться на задание.
Был на фестивале и фильм, выбивавшийся из заявленных киножанров, но оставленный оргкомитетом в конкурсной программе. Есть ли в Экибастузе улица Естая? Ответ на этот вопрос в фильме “Лица улиц. Естай Беркимбаев” поставил жителей города - угольщиков и энергетиков - в тупик, несмотря на то, что автор Геннадий ДРОБЕЦ задавал его, стоя на улице Естая. Следом Геннадий интересовался, кто такой Беркимбаев, и тоже не получал ответа. Экибастузскую улицу, которая в советские времена носила имя всесоюзного старосты Калинина, переименовали в 1993 году. По решению ономастической комиссии новое название должно было звучать как Естая Беркимбаева. Но в итоге почему-то осталась одна фамилия, хотя широкой общественности Естай больше известен по имени. Он родился в ауле Акколь Экибастузского района, и сейчас Экибастуз готовится к торжественному празднованию 150-летия своего земляка - выдающегося композитора, певца, акына и импровизатора, автора знаменитой песни “Корлан”.
…Призовые места на первом международном кинофестивале Ertis Cinema получили режиссеры из Казахстана, России, Армении, Таджикистана, Узбекистана, Сербии и Ирана. Победителям вручали статуэтки, дипломы и денежные сертификаты. Все участники и члены жюри надеются встретиться в Павлодаре через год.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и Валерия БУГАЕВА, Павлодар