Разреши себе талант!
В Алматы открытым пробным показом дебютировала необычная театральная команда - в проекте “Действие буквально” вместе с профессиональными актерами работают особенные люди, те, кто имеет диагнозы аутизм и синдром Дауна.
Это, собственно, был даже не спектакль, а пока несколько актерских упражнений: один партнер издает звуки - другой превращает их в движения, странные действия, которые как по цепочке передаются друг-другу, взаимодействие, контакт. Может быть, как раз от отсутствия сюжета, слов и точных образов получилась волшебная картина мира. Счастливого мира, в котором обычные актеры помогают особенным. Подбадривают прикосновением, улыбкой, жестом. А особенные артисты получают совершенно детское удовольствие от такого взаимодействия, иногда даже не могут сдержать счастливый смех. Хотя видно, что они очень волнуются, порой колеблются перед тем, как включиться в игру, происходящую на сцене.
Зал замер и выдохнул только после окончания первой пробы. Конечно, это была благодарная публика - в основном родственники самих актеров. Но, пожалуй, они как никто другой способны оценить то, что произошло за эти двадцать минут.
- Это было показательное выступление, - рассказывает российский режиссер Борис ПАВЛОВИЧ. - Мы завершили серию мастер-классов, и труппа готова к самостоятельному плаванию. Конечно, этот театр не может быть финансово самостоятельным только за счет своих постановок, как, впрочем, и любой другой. Но, например, в России спектакль “Язык птиц” с актерами-аутистами был номинирован на такую престижную премию, как “Золотая маска”. “Язык птиц” идет на сцене БДТ с аншлагами, и билеты на него стоят столько же, сколько и на другие спектакли этого театра. Так что на самом деле в России этот шаг уже пройден и особый театр заслужил право быть не особым, а частью театрального пространства.
У таких проектов есть свои нюансы - они дольше готовятся, как правило, около года. Рассчитаны все-таки на камерную сцену, а не на огромный зал. И здесь не так важна гениальность каждого профессионального актера - скорее владение актерскими техниками, умение и готовность к партнерским отношениям на сцене. Чувство ансамбля и локтя.
- Это то, над чем все человечество работает на самом деле… - шутит Борис. - Конечно, для искусства требуются талантливые люди. Но я уверен, что если человек разрешил себе быть талантливым, то он будет таковым. В проекте те люди, которые не только разрешили себе талант, но еще и много работали для его раскрытия.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы