К нам приглашают Голливуд
В Казахстане открывается филиал киношколы известного голливудского продюсера Грэя ФРЕДЕРИКСОНА - обладателя премии “Оскар” за работу над трилогией “Крестный отец”. О том, как это будет, мы побеседовали с его партнером - актером, режиссером и продюсером Петром ЖМУТСКИМ (на снимке), кстати, нашим бывшим соотечественником.
- Петр, расскажите немного о себе и о том, как началось ваше сотрудничество с казахстанскими кинематографистами.
- Я уехал из Казахстана в США в 1998 году на учебу и остался там. В 2002 году открыл свою компанию и стал работать независимо. Начиналось все с социальных проектов, короткометражных фильмов и т. д. В 2003 году я снял свой первый полнометражный фильм, и пошло-поехало. Затем за мой вклад в киноискусство мне дали гражданство США. Жил в Лос-Анджелесе, в 2008 году приехал в Оклахому, где снимал кино вместе с Грэем Фредериксоном. Позже я стал сотрудничать с казахстанским режиссером Саламатом МУХАММЕД-АЛИ, продюсировал его картину “Весь мир у наших ног”. У нас получилось выпустить фильм в прокат по всему миру, включая Америку. Мне всегда хотелось что-то сделать на той земле, где я родился и вырос. Но раньше не особо получалось - наверное, Казахстан был не готов. Я приезжал 10 лет назад, давал мастер-классы, и меня спрашивали, как делать кино по американским стандартам. Но чего-то не хватало - наверное, основной базы, с которой можно было двигаться дальше. А сейчас Казахстан снимает много картин, в том числе с американскими актерами и продюсерами, выходит на большие кинофестивали, так что база уже есть и с ней можно работать.
- И каким образом вы планируете работать?
- У Грэя Фредериксона своя киношкола в Оклахома-сити на базе Oclahoma city community college, которая выдает дипломы по режиссуре, продюсированию, операторской работе и т. д. У нее отличная репутация, потому что студенты стопроцентно работают, причем не только после выпуска, но и во время учебы. То есть не так, что выучился академически, а потом иди ищи работу. Нет такого, что нужно где-то проходить практику - с первого дня у студентов есть доступ к павильонам, ко всему оборудованию. Можно образовывать полноценные команды: будущие режиссеры работают с будущими продюсерами, операторами, сценаристами... Все делается внутри школы. Кроме того, студенты работают на больших картинах, потому что многие голливудские фильмы снимаются в Оклахоме из-за особенностей налогового законодательства. Так что киношкола Грэя Фредериксона - это, во-первых, официальный диплом; во-вторых, практика; в-третьих, работа в кино с самого начала; в-четвертых, статус, то есть обучение легенды современного китематографа; в-пятых, связи. Наших студентов, окончивших киношколу, забирают с руками и ногами.
- А каким образом была достигнута договоренность об открытии этой киношколы?
- Поскольку я тусуюсь практически со всеми киношниками и продюсерами, то знаю, что здесь такой школы нет. Одно время что-то пыталась сделать нью-йоркская киноакадемия, но она по статусу и качеству обучения даже рядом не стоит. Плюс там дипломы неофициальные, которые не котируются ни в каких учебных заведениях. Что касается сотрудничества, то ко мне стали обращаться разные люди и группы. Все сейчас хотят развивать казахстанское кино и шоу-бизнес, и для того, чтобы это сделать, нужно иметь какую-то базу. Нужно иметь систему, которая работает. И, естественно, американское кино - это кино мирового уровня. Так вот, меня спросили, можем ли мы посотрудничать в плане обучения студентов, стажировки их в США, получения аккредитации - чтобы диплом котировался и здесь, и там, привоза команды профессиональных фильммейкеров. И так как мы этим уже давно занимаемся, я увидел потенциал и согласился работать. Почему я выбрал для сотрудничества продюсера Сакена БЕЛЬГИБАЕВА и “Студию Сейдуллы Байтерекова”? Мне нравится их команда, их амбиции, их цели. Когда с человеком общаешься, всегда видно, что он знает, чего хочет и что видит конкретную дорогу к своей цели. Мне понравилась эта энергия, и я сказал: почему бы нет?! А главное - есть спрос на развитие шоу-бизнеса, на создание казахстанского кино на мировом уровне. А для этого нужны специалисты, которых школа может выпускать. На начальном этапе нужна совместная продукция, чтобы люди здесь научились работе по американским стандартам. Нужен обмен опытом - наши студенты могут ездить туда, оттуда студенты могут приезжать сюда. Естественно, нужен маркетинг, который на себя возьмет Сакен Бельгибаев. Ну и важно, как на это посмотрят власть, акимат, Министерство образования. Но, судя по всему, на это смотрят положительно. Потому что открытие школы может не просто внести вклад в развитие культуры. Одна сфера влияет на другие, так что если будут, например, какие-то фестивали, то это развитие туризма. Что в свою очередь предполагает развитие экономики, улучшение международных отношений, повышение имиджа страны. Все взаимосвязано. И вот с таким потенциалом зародилась эта идея, которую поддержал и я, и Грэй Фредериксон, и казахстанцы.
- Вы говорите о приезде в Казахстан американских специалистов. Планируется, что они будут тут преподавать на постоянной основе или просто приезжать на какие-нибудь мастер-классы?
- Здесь должна быть стационарная база. Должно быть здание, должны быть постоянное обучение и постоянная практика. Для того чтобы поставить выпуск специалистов на конвейер, мы обязаны обучить местных профессионалов по американской системе. Для начала мы планируем сделать летнюю программу, привезти специалистов, чтобы обучить студентов, а также местных преподавателей. Затем, когда первые шаги будут сделаны, уже сделать стандартное двухгодичное обучение. Чтобы получить основную профессию, требуется два года. А дальше они уже могли бы перевестись в университет либо здесь, либо в США. Что касается американской команды, то на определенных мероприятиях, к примеру, на экзаменах, мастер-классах они должны присутствовать. Кроме того, мы планируем, что некоторые американские преподаватели будут работать здесь на постоянной основе. То есть будут и казахстанцы, и американцы. Потому что системы работы разные. Я проводил мастер-классы в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова, недавно в “Туране” и могу сказать, что отличается и система обучения, и сам учебный процесс. Так что поначалу мы должны будем обеспечить более насыщенное американское присутствие здесь.
- А студенты кто? Кто угодно может пойти учиться или это обязательно должен быть человек, уже каким-то образом связанный с киноиндустрией?
- В США это кто угодно. Так что если мы хотим работать по американской системе, то и здесь это тоже может быть кто угодно.
- А как насчет цены за обучение?
- Этого я пока не знаю. Но у нас будет поддержка и от спонсоров, и от правительства, так что будут и бюджетники, и частники. А насчет расценок нужно будет договариваться с казахстанской стороной, потому что цены в США и Казахстане разные. Казахстанцы не смогут платить по американским расценкам, поэтому они будут устанавливаться по казахстанским стандартам.
- Это уже 100 процентов, что вы стартуете этим летом?
- Я получил подтверждение из Америки, что мы можем начать летом. Я получил подтверждение от “Студии Сейдуллы Байтерекова”. Я улетаю в Штаты, и буквально на днях мы будем проводить скайп-переговоры между двумя сторонами и обсуждать конкретные даты, конкретную программу и т. д. Процесс запущен, осталось только обсудить детали.
Мадина АИМБЕТОВА, фото из соцсетей, Алматы