Хотя бы поговорить...
Две недели назад мы рассказали о доме-музее Байтурсынова в Алматы - объект, попавший в список сакральных мест, нуждается в господдержке, но находится в частных руках. Причем владелец не хочет передавать его государству (хотя и здание, и земля в центре города достались ему бесплатно).
В процессе подготовки публикации мы так и не смогли связаться с Сериком Самыратовичем БАЙТУРСЫНОВЫМ, на звонки он не отвечал. Зато после выхода материала он сам обратился в редакцию и заявил, что готов к разговору.К сожалению, беседа получилась не из приятных, поскольку у нынешних учредителей фонда, а значит, и у хозяев музея, накопились взаимные претензии друг к другу семейного толка: кто ходит или не ходит на могилы членов семьи Байтурсыновых, кто кому помогал по жизни. Тем не менее мы попытались выйти из русла частных взаимных обвинений и задать главный вопрос: как будет развиваться музей? Райхан ИМАХАНБЕТ (одна из трех учредителей, ахметовед) имеет об этом четкое представление и считает, что необходимо передать объект городу. Но Серик БАЙТУРСЫНОВ категорически против передачи музея государству. Доводы у него следующие:
- Городу нужны пятнадцать соток земли в центре, и не более того. Здание это мне передал не город, а частная фирма-застройщик. Так что государство тут ни при чем. В тот момент дом был без окон, без дверей, видимо, его готовили к сносу, но люди поняли значение такого места и передали его мне, тем более что Казахстан тогда собирался отмечать стодвадцатипятилетие Ахмета Байтурсынова. (Впрочем, уже в конце разговора Серик Самыратович признает, что понимает - строительной фирме это здание передал город, то есть никто из меценатов не выкупал землю или сам дом. - К. Е.). Вообще, дом-музей может открыть любой желающий. Вот вы, если захотите, можете найти место и организовать дом-музей Байтурсынова! Если такой объект нужен государству или городу, пусть открывают сами. А я передавать ничего не буду. Пусть государство разбирается со своими проблемами. Президент говорит, что надо по возможности все отдавать в частные руки, а вы говорите - передавать государству.
Заявление эффектное, но тогда возникает вопрос: почему город ремонтирует музей, вкладывает в него деньги? Получается, что на деньги налогоплательщиков подновляется частная собственность?
Отношения учредителей натянуты до предела. Серик Самыратович говорит, что, работая директором республиканского спортинтерната, по просьбе умирающей тети принял на работу педагогом Райхан с условием, что она будет заниматься музеем (не будем сейчас вдаваться, насколько это законно и этично). Заслуги женщины перед фамилией Байтурсыновых он признает, поэтому и терпит ее.
- Я с музея копейки не имею. Только проблемы, - говорит Серик Самыратович. - Да, Райхан многое сделала для музея, для имени Байтурсынова, поэтому я ее и терплю. Но она хочет не просто занимать директорское место, а чтобы ей еще и зарплата шла. Хотя все ее достижения связаны с именем Байтурсынова. У меня твердое убеждение, что всем должны заниматься профессионалы. Вот я профессионал в подготовке спортсменов. Поэтому и поручил Райхан заниматься музеем, предоставлял ей все, что нужно, и сам старался не мешать. Спрашивайте с нее.
- Очень важные слова про профессионалов. Райхан тоже не профессиональный музейщик. А ведь кроме ремонта, издания трудов необходимо выстраивание и обновление экспозиции, знание современных технологий музейного дела. Для этого нужны профессионалы, а значит, и деньги?
- Мой отец вложил частицу себя в этот музей. Тасмагамбетов в свое время помог нам привести здание в порядок - тогда город выделил девять миллионов тенге. Я учитель, у меня нет таких финансовых возможностей. Если бы я владел заводами и фабриками, то мог бы вкладывать в музей деньги. Но, умирая, отец сказал мне: “Вот музей. Он частный”. И этот частный музей я передам моему сыну. Вы же знаете, что у казахов младший мужчина в семье считается хранителем семейного очага. Сын и будет заниматься музеем.
- А на кого учится ваш сын?
- Вот я чувствую в ваших словах подтекст. Сын учится в университете. Спорт, медицина. Это неважно. Если я владелец ресторана, мне же необязательно надо быть поваром!
- Но тогда должны быть деньги, чтобы нанять профессионалов. У меня нет подтекста, я пытаюсь услышать ваш план развития музея. Райхан считает, что его надо передать городу, тогда не придется просить у акимата денег на ремонт и появятся оплачиваемые ставки экскурсоводов и других сотрудников. Ваш план?
- Я уже нашел директора - это Райхан, я сделал ее соучредителем. Она всем обязана музею - и нынешним положением, и тем, что стала кандидатом наук. У нее много студентов, вот пусть включаются, помогают музею! Кстати, ко мне тут девочки приходили, сказали, что она и не самый сильный ахметовед. Третий в их рейтинге.
- В каком рейтинге?
- Ну не знаю, у них какое-то соревнование, как-то они определяют статус. Не важно это. Но если это ей не нравится - пусть уходит, мы найдем другого. Ахметоведов сейчас много. Я сам знаю больше о музеях, чем Райхан и все остальные, вместе взятые. Я от Лувра до Эрмитажа все их прошел. Я знаком с Пиотровским!
- Это очень хорошо. Значит, вы должны понимать, что нужна грамотная экспозиция, тем более что личные вещи Байтурсынова найти практически невозможно, а состоять из одних витрин с документами дом-музей не может...
- Ну да, надо обратиться к людям, может, у кого-то что-то осталось из вещей, принадлежавших Байтурсынову. Пусть помогут музею. Вот Райхан и должна этим заниматься. Вы с нее спрашивайте! Она наделена всей властью. Когда я приходил в музей, то видел там очень много студентов. Так почему бы их не организовать? Пусть в память о великом человеке, так много сделавшем для своего народа, помогут привести музей в порядок. А она накручивает против меня дочку от первого брака Юлю. Вы вот зря с ней не поговорили!
Действительно, зря. Поэтому, резюмировав все услышанное от Серика Самыратовича, мы связались с Юлей и задали все тот же вопрос: каким она видит будущее музея и все ли устраивает ее сейчас?
- Я не знаю каким образом, но, как и любому дому-музею, здесь нужны сотрудники, - говорит Юлия БАЙТУРСЫНОВА. - Хотя бы два экскурсовода и техничка, чтобы элементарно было кому мыть полы. Одно время я сама водила экскурсии и делала это с удовольствием, тем более что диплом культуролога получала в России и моя дипломная работа была посвящена Байтурсынову. Но мне надо на что-то жить, поэтому сейчас у меня другая работа, а каждый раз отпрашиваться, чтобы провести экскурсию на английском, я не могу. Что касается будущего музея, то, по-хорошему, нам надо сесть за стол переговоров и решить, что лучше для музея. Но и этого сделать мы не можем, потому что ни на мои звонки, ни на звонки Райхан папа не отвечает. Если бы у нас была возможность хотя бы поговорить…
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы