Не храм, а балаган!
Весна - это традиционное время театральных премьер. Одна из них, “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” по пьесе английского драматурга и сценариста Тома СТОППАРДА, которая идет на площадке “Трансформа” в Алматы, вызывает у публики нешуточные споры.
Жанр пьесы - абсурдная трагикомедия. Эдакий “Гамлет” наизнанку через историю двух второстепенных персонажей. Написана она полвека назад. Зрители, которые жаждут чего-то необычного, но проверенного временем, как раз могут получить это в виде “многослойного бутерброда”.
В постановке есть и история принца датского, которая прорывается цитатами из подлинника на английском языке, и пространные, а зачастую даже абсурдные диалоги тех самых Гильденстерна и Розенкранца, и пестрая толпа бродячих актеров. Они говорят на казахском языке, а одеты так, словно только что прибыли с барахолки.
Честно говоря, если монотонные разговоры ни о чем Розенкранца и Гильденстерна погружают публику в откровенный сон, то при появлении актеров зритель сразу же просыпается. Думается, автор пьесы пришел бы в восторг, если бы услышал, как его пьеса стала трехъязычной.
Режиссер постановки Куба АДЫЛОВ меньше всего старается изумить публику, впрочем, как и рассказать ей занятную историю. От этого вы будете избавлены определенно.
- Мы не храм, мы - балаган, - признается режиссер. - Я работал с восприятием зрителей, а не с сознанием. Это как сон: вы видите его, вы просыпаетесь с определенным настроением, но вы не все поняли, не все услышали и так далее. У меня совсем не было задачи прочитать драматический материал, убедить актера в своей точке зрения, расставить собственные акценты и донести их до зрителя.
- Не боитесь, что на вашу постановку не будут ходить, поскольку публика сочтет ее непонятной?
- Не боюсь. Зритель ждет спектаклей, сделанных по старой концепции, а ее пора пересмотреть. И этот шаг навстречу должен сделать именно театр, предлагая что-то новое, потому что публика любит привычное и не станет искать новизну. Хотя наш современный зритель совсем иной. Он живет в соцсетях, он может смотреть телевизор, отвечать в чате и слушать в наушниках любимую музыку одновременно. Поэтому мне вообще не важен сюжет. Мне важно провести зрителя через определенные ощущения, даже если при этом он почувствует дискомфорт. Хочу, чтобы зритель следил не за происходящим на сцене, а за тем, что творится внутри него.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы