Третий звонок
Пять алматинских театров опасаются, что могут сменить статус “республиканский” на “городской”. Причем без официального объявления.
Поводом для переживаний стали запросы акимата и попытки просчитать, во что обходится нынче содержание храма культуры. Главный режиссер и художественный руководитель Театра им. Лермонтова Рубен АНДРИАСЯН уверен, что такой интерес у города неспроста:
- Это четвертая на моей памяти попытка сделать, в частности, наш театр городским. Мы уже привыкли к тому, что, как только меняется власть в акимате, рано или поздно обязательно всплывает этот вопрос. Причем с нами никто не разговаривает на эту тему, просто требуют ту или иную документацию. Но мы прекрасно знаем, к чему, и сразу готовимся к долгой обороне. Чиновники акимата очень удивляются нашему сопротивлению.
- У Министерства культуры есть своя точка зрения на этот счет?
- Они нам сочувствуют. У меня вообще такое ощущение, что идет какая-то сложная подковерная война между этими ведомствами.
- Может быть, нет ничего страшного в смене вывески и печати? Или вы видите в этом попытки посягнуть на вашу свободу, здание, размеры финансирования?
- Все эти опасения есть, честно говоря, но они не самые страшные. Плохо то, что, когда людям что-то нужно, они не создают, а отнимают уже готовое. В данном случае воруется история страны. Эти театры создавал не город, а молодая независимая республика, которая и в голодное, тяжелое время (наш театр появился в 1933 году в Семипалатинске), и в военное время (в 1945 году появился ТЮЗ) вкладывала ресурсы в культуру, понимала необходимость таких действий. Конечно, у города должны быть свои театры. Ну так создайте! Постройте здание, финансируйте труппу. Зачем присваивать? Мы видим, что ничего хорошего не получилось из того, что городу был передан кукольный театр. В акимате нет людей, занимающихся театрами. Мы будем обслуживать все городские мероприятия, и в нашу работу будут с удовольствием лезть люди, ничего не понимающие в этой сфере.
Да, действительно, город должен иметь собственные театры и финансировать их. Тем более если он хочет стать центром культурного притяжения. Не аллеями же едиными?! Но в Алматы без помощи мегаполиса живет и здравствует большое количество независимых театральных объединений. Возможно, они были бы рады вниманию государства. Если оно, конечно, будет партнерским, а не диктаторским. Чем так удобны уже существующие театры, легко понять. Они готовы. Их легко использовать. Например, в программу празднования Наурыза в южной столице деятели культуры, не моргнув глазом, включили все спектакли, идущие в марте на сцене Театра им. Лермонтова! Ну так, для круглой цифры, за компанию.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы