1633

Весеннее обострение

8 Марта в соцсетях появилось много реплик о неправильности и унизительности современной версии женского праздника. И как раз в этот день стартовала неделя гендерного равенства FemAgora, эдакий фестиваль по мотивам феминизма.

Программа его была обширная: и кинофестиваль женского кино, и панельные дискуссии, и даже лекции “Есть ли различия между мужским и женским мозгом?” и “Оценка микрофинансовых программ для секс-работниц”. Нельзя сказать, чтобы собрание получилось чересчур многолюдным, а открывалось мероприятие выставкой “Неприкладное”. Ее куратор Suinbike объясняет название как попытку вывести женщину из ниши прикладного искусства, приспособленного для быта, на просторы большого искусства.

Кстати, тема феминизма не щадит самих женщин. На наших глазах схлестнулись в споре художница Зоя ФАЛЬКОВА и искусствовед, гуру всех самых современных живописных тело­движений в Казахстане Валерия ИБРАЕВА (на снимке).
- Для того чтобы радоваться весне и дарить цветы, есть Наурыз, - уверена ярая феминистка Зоя, - а 8 марта - это день борьбы за права женщин. И превращать его в праздник женщин я не вижу смысла. Каждый день нам говорят: “Иди вари борщи”. Зачем нужен праздник, на котором нам опять скажут то же самое? Или скажут, что мы украшение. Украшение - это вещь, а я личность.
- Я за женское равноправие, но не за исключительность, - говорит Валерия. - Но почему-то все феминистки ставят права женщин выше прав человека. Вот сейчас только в соцсетях девушки возмущались, что они собирались пройтись маршем по улице Панфилова в Алматы, но полицейские не дали им это сделать. Мол, вот какой нам подарок на 8 Марта преподнесли! Но если вы за гендерное равенство, то митинг женщин так же незаконен, как и митинг мужчин.

Еще один представитель старшего поколения, документалист из Узбекистана Умида АХМЕДОВА считает, что вместо агрессии нужно руководствоваться мудростью:
- Иногда, особенно на нашем восточном пространстве, женщинам нравится быть за мужчиной. Но я так скажу: когда в обществе есть проблемы, когда общество больно, то особенно ярко проявляются все неравенства, уязвимыми становятся старики, дети, женщины. А праздник должен быть, потому что во всех странах есть праздники, посвященные мамам, бабушкам, девушкам. Уже забыли все Клару Цеткин - пусть будет весна, пусть дарят цветы.
На следующий день открылась еще одна выставка, практически в режиме квартирника: молодые художники, творчество которых не рискнула предложить публике ни одна алматинская галерея, нашли пространство в строящейся мастерской архитектора и скульп­тора Сакена НАРЫНОВА. И представили свои работы на тему сексуальности и пола без малейшего налета эротики. Парадоксально, но самой яркой стала “древняя” работа самого Нарынова “Замок и ключ”. Молодежь топталась в районе гаджетов, технологий и секса, не переходя к философии и лишь изредка включая юмористический подтекст, как, например “Гаджет камасутра” Назиры КАРИМОВОЙ.

- Я представляю фонд “Арт­крафт”, - говорит Гали АХМЕТОВ (на снимке), - и мы поддержали выставку молодых художников, потому что видим дефицит свободы слова, дерзости в попытке обсуждать табуированные обществом темы секса.
- То есть если я нарисую половой орган на заборе, то это тоже будет смелое высказывание на тему секса?
- У каждой работы есть своя концепция. То есть, грубо говоря, половой орган на заборе должен быть нарисован с каким-то смыслом.
Главный смысл, который навевает эта выставка, даже не в эстетике - это категория спорная, хотя выставку уже обозвали гинекологической.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее