16611

Гульнара ДУСМАТОВА, актриса: В стране массовое помешательство!

Катастрофа и разгул сатаны - так назвала происходящее в отечественной киноиндустрии Гульнара ДУСМАТОВА. Заслуженный деятель Казахстана и любимица миллионов зрителей считает: если в ближайшее время в этой сфере не будет наведен порядок, то мы потеряем не одно поколение. 

- В последнее время вас мало видно на большом экране. Вы очень избирательная или не зовут сниматься?
- Во-первых, я бы не сказала, что меня совсем нет на экранах. Периодически появляюсь в новых фильмах. Недавно вышли “Районы”, сейчас готовится к прокату фильм “Батыр”. А во-вторых, что сейчас может быть достойное для меня в современном кино? Они же всегда присылают сценарий, и там написано “мама главного героя” или “мама главной героини”. Даже имя не удосуживаются придумать этой женщине. Как-то предложил мне роль в своем новом проекте Нуртас АДАМБАЙ, позвонил его ассистент со словами: “Мы так хотим с вами поработать!” Я почти соглашаюсь, хотя сценарий мне еще не предоставили, мы сразу едем выбирать костюмы, и вдруг узнаю, что их будет всего два, потому что у меня лишь два эпизода. В одном я просто сижу за столом и произношу одну фразу, а во втором вообще изображаю массовку во время какой-то общей тусовки. Тут я, конечно, звоню и говорю все, что о них думаю! Поэтому уж лучше я буду вообще без кино, чем стану сниматься в оскорбительных для себя ролях, когда сначала тебе не дают даже сценарий, а потом вообще считают, что я должна быть счастлива изображать массовку. Почему-то во всем мировом кинематографе и даже в современном российском есть герои, раскрывающие образы и младшего поколения, и старшего, и только у нас зрелые артисты должны оттенять мальчиков и девочек. Кто-то когда-то наверху сказал: “Дорогу молодым!”, и его, по-моему, неправильно поняли.
- Но ведь у нас сейчас в кино премьера за премьерой!
- Да разве это фильмы? Как вообще у людей поворачивается язык называть эти опусы фильмами? Это же поделочки! Или пусть они лучше называются словом “продукт”! Это же за гранью добра и зла. Мне даже неловко это обсуждать. Все сделано абы как. Видно же, что ни сценария, ни режиссера, ни идеи нет, и снимают где попало - видимо, ходят просят: “А можно мы тут у вас поснимаем и вот тут еще?” Одни понты. Кто нашел деньги, тот и снимает. Извините меня, но даже Беркут снимает фильм. Как совесть вообще позволяет себя называть режиссером, что-то там снимать и заявлять? Это разгул сатаны какой-то!
- А Беркут сказал: “Все, кто меня ругает, мне завидуют!”
- Это лучшая защита.
- Почему такая ситуация вас очень сильно задевает?
- Потому что я всю жизнь положила на алтарь киноискусства, у меня муж кинорежиссер, и я застала те времена, когда фильмы снимались годами, все делалось профессионально и тщательно, по девять месяцев шла только колоссальная подготовка, картину, как ребенка, вынашивали. Чтобы кто-то без образования мог прикоснуться к святая святых - такое даже представить себе невозможно! И я не поддерживаю такую ура-патриотическую идею, что, мол, все равно надо ходить в кино. Мол, ничего-ничего, лиха беда начало, надо полюбить свое, и постепенно мы будем развиваться. Я согласна, что не все должно получаться, но против того, чтобы у нас снимали только из одного желания снимать кино. Одно время было модно петь, и все пели: есть слух - нет слуха, но все пели и снимали клипы. А сейчас мода снимать и сниматься в кино! И каждый думает: “А чё там снимать-то? Ерунда же!” И плевать им, что люди для этого по пять лет учатся, проходят долгий путь ассистентов у настоящих мастеров. Это что за массовое помешательство? Я считаю, что просто нет совести у таких людей. А бедный зритель ходит и портит вкус из-за них. Молодежь мне жалко особенно. Это катастрофа!
- В чем вы видите выход из этой катастрофы?
- Кто-то в государстве должен ситуацию отслеживать - позволять не позволять. Должен быть некий худсовет. А если его нет, то остается только уповать, что когда-то количество перерастет в качество. И это печально.
- Вы долгое время являлись штатной актрисой студии “Казахфильм”. Что там сейчас происходит?
- Даже не знаю. Ведь нас в свое время всех выкинули как ненужный отработанный материал. Причем это было некрасиво, от нас это скрывали: только спустя несколько лет узнала, что у меня и никакого стажа-то нет… А что касается съемок на “Казахфильме”, то, конечно, там работают законы, государство выделяет деньги на стоящие проекты - нужно утверждать сценарий на высоком уровне. И все идет как положено. Там сейчас снимают наши мэтры и очень талантливые молодые специалисты. Но государство же не может всем давать деньги на любой проект и, соответственно, всех контролировать, вот и снимают все, кто хочет и что хочет, за собственные деньги в частных компаниях… Но еще хочу сказать про “Казахфильм”, что все студии там постепенно приходят в упадок, потому что нет хозяйственника у нас такого, как в России на “Мосфильме” Карен ШАХНАЗАРОВ. Он же из руин поднял студию еще в девяностых. И сегодня “Мосфильм” процветает, а студия “Казахфильм” как будто никому не нужна, вечно там какой-то дяденька сидит, которому до кино, как… не знаю до чего.
- Вас знают мэтры российского кино, вы были членом жюри Московского кинофестиваля. Не было желания попробовать себя в России? Тем более вы говорите, что там востребованы актеры всех возрастов.
- Да, сейчас пришло время, когда общество стало космополитичным и не принято спрашивать, какой ты национальности. К примеру, дочь моей подруги из Ташкента Рано КУБАЕВОЙ Равшана КУРКОВА теперь и Машу, и Лену там играет. И если бы я была помоложе, то, не задумываясь, уехала бы. Но менять что-то в мои 53 года слишком поздно. Ну получу я там какую-то ролишку... И для этого мне убиваться в Москве на съемной квартире? Если пригласят просто поработать, то я с удовольствием - мне очень понравилось сниматься у них в сериале “Гаишники”, где играла китайскую певицу. А постоянно жить и выживать в Москве очень тяжело, это под силу только молодым и амбициозным, а я уже все всем доказала. Даже мой муж Хуат - москвич - и то переехал сюда, потому что ему здесь больше нравится.
- Кстати, помню, как лет десять назад в нашей киношной тусовке ходили слухи: Гуля Дусматова завела выгодный роман с режиссером из России…
- Чего только тогда о нас не говорили! Кто-то вообще из-за бороды спутал его с БЕКМАМБЕТОВЫМ, и у меня спрашивали: “Это правда, что ты с Тимуром?” И вообще злословили как могли: мол, я с ним только из-за ролей и все такое. Но в результате все вылилось в свадьбу, и всем блюстителям нравственности пришлось замолчать.
- И кто же все-таки ваш супруг?
- Хуат АХМЕТОВ. Он действительно гражданин России, российский кинорежиссер, член Гильдии кинорежиссеров России и член Союза кинематографистов России. Хотя по национальности казах. А познакомились мы на “Казахфильме”, когда он приезжал к нам снимать фильм “Человек-ветер”. Это был абсолютно российский проект, который должен был сниматься в российской деревне, но кровь его влекла сюда, и снимать он хотел здесь, потому что родители его из-под Астаны, отец был военным, и жить его семье приходилось в разных городах Советского Союза и за границей. Роль Ханумы была экстремальной для меня - я просто не могла участвовать в таких откровенных сценах, и Хуат специально для меня переписал роль.
- Несмотря на вашу избирательность, вы всегда были очень удачливы в профессии: прославившись еще девочкой в фильме “Погоня в степи”, не потеряли популярность до сегодняшнего дня. В чем секрет?
- Суперпопулярной я действительно стала еще в 12 лет, и долгое время все меня называли по имени героини, которую сыграла. И продавщицы на базаре, и гаишники на дороге вечно кричали: “Эй, Айгерим!” Потом появился сериал “Перекресток”, и меня резко переименовали в Гаухар. А еще меня часто путают с Венерой НИГМАТУЛИНОЙ. Представляю, как она злится, если ей тоже говорят, что она - это я! (Улыбается.) А что касается секрета популярности, то если ты не предаешь свою профессию, не сворачиваешь со своего пути, то обязательно добьешься успеха. Мне повезло, что я снималась в своих лучших фильмах в то время, когда народ ходил в кино, потом 13 лет отработала ведущей в таком популярном и мощном проекте, как “Азия дауысы”, еще у меня всегда что-то было на телевидении. Но я никогда специально ничего для этого не предпринимала, нигде в Интернете себя не выставляла. И никогда не буду расстраиваться, если меня кто-то где-то не узнает, хотя некоторые актрисы очень болезненно относятся к тому, что их не узнают: они ужасно реагируют, когда со мной хотят сфотографироваться, а с ними нет.
- Не могу не спросить про вашу дочь Айшу ОРАЗБАЕВУ. В нашей стране о ней заговорили после смелого поступка, когда она, не согласившись со скандальным указом Дональда ТРАМПА, отменила свои гастроли в Америке. Но на Западе она известна и популярна как талантливая скрипачка из Казах­стана…
- Она бы с удовольствием выступала и делилась своим творчеством и здесь. Но у нас никто не ходит на такие концерты. Бегаешь по друзьям и знакомым, приглашаешь их на ее выступления, а они не хотят. Как-то принесла билет близкой подруге, а она мне: “Ой, не могу, меня на день рождения в ресторан позвали”. Вот что нашим нужно - на той пойти!
- А добиться признания на Западе ей было тяжело?
- Когда она еще училась в Лондоне в Королевской академии музыки, я замечала, что ее все обожают за обаяние, умение общаться с людьми. Она сразу нашла в музыке свою нишу - заявила, что не будет играть большие известные классические концерты, и переключилась на современную классику, на современных авторов, много экспериментировала со звучанием скрипки. И вдруг для нее стали специально писать музыку и приглашать на гастроли по всему миру. Но сейчас главная радость для меня, что в мае Айша станет мамой и у меня наконец родится внучка.
- И даже разрешите называть себя бабушкой?
- Считаю большой глупостью, когда артистки заставляют своих внуков называть себя по имени. Я с удовольствием буду бабушкой, только вот не знаю, на каком языке она будет говорить это слово - на казахском, русском или каком-то другом? Ведь муж Айши - иранец, разговаривают они между собой на английском, а домик купили вообще на юге Франции... И именно там наша девочка появится на свет. Жду этого с большим трепетом!..

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Гульнарой ДУСМАТОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть