Девочка, сошедшая с холста
В советское время по картине “Утро” художницы Татьяны ЯБЛОНСКОЙ школьники и студенты писали сочинения. Но не многие знают, что на холсте изображена девочка, которая много лет спустя стала женой казахстанского художника и сейчас живет в Алматинской области, неподалеку от Каскелена.
Это Елена БЕЙСЕМБИНОВА, дочка знаменитой советской художницы Татьяны Яблонской. Той самой, которая создала незабываемый образ: безоблачное утро, распахнутые окна, на стуле висит галстук, юная девушка делает зарядку. Все говорит о том, что впереди счастливый день и безоблачное будущее. Сейчас эта знаменитая картина находится в Третьяковской галерее. А про свою жизнь и историю любви с Арсеном БЕЙСЕМБИНОВЫМ нам рассказала Елена:
- Да, эту картину мама писала с меня, вот только гуляющая по Интернету история о том, что мой будущий муж Арсен якобы увидел репродукцию картины и влюбился в эту девочку, а потом уже мы с ним встретились в Москве во время учебы, это все неправда. Он полюбил меня настоящую. Хотя репродукция картины действительно висела у него дома, и когда я после первого курса приехала к нему в гости в Алматы, то увидела ее и сказала, что это работа моей мамы. Но тогда эта картинка у многих дома была. Сейчас пишут, что он чуть ли не над своей кроватью повесил репродукцию.
Видимо, народная молва опоэтизировала эту историю, добавив ей романтических деталей. Но сам образ той картинной девочки уж очень точно передавал время. Татьяна Яблонская, как только началась война, уехала из родного Киева в Саратов, где вскоре и родила Елену. Муж ее отправился на фронт и прошел всю войну. После победы семья жила в одной комнате с большим количеством родственников, и полученная потом двухкомнатная квартира казалась роскошью. В ней действительно была огромная стеклянная дверь на балкон, где Елена разводила растения и устроила целый сад. Дома Татьяна Яблонская над холстом не работала, а только делала наброски и зарисовки со своей старшей дочери. Муж, художник-монументалист, в это время занимался оформлением павильонов ВДНХ в Москве.
- У меня были способности к спорту - я занималась художественной и спортивной гимнастикой, хотела стать балериной, но маму отговорили, сказали, что это тяжелая судьба для женщины. Тогда мама и решила, что я должна быть художницей, и чуть ли не силой определила меня в профессию. В Высшем художественном училище им. Строганова я и познакомилась с Арсеном. Он и его друзья уговорили меня на летних каникулах приехать в Алматы. Город меня покорил: арыки, по которым можно было ходить босиком, много зелени, чистые улицы. Конечно, семья Арсена предпочла бы видеть местную невесту, но мы через полгода, уже на втором курсе, в Москве поженились.
Свадьбы как таковой не было, да и платье мне придумывали из того, что есть. Но не в этом главное. Главное, не превращать это событие в пустую трату времени и денег. Арсен и в любви признался мне совсем просто. Прямо на одном из занятий протянул рисунок на бумажке - парень с девушкой и слова: “Я тебя люблю”. Я еще сказала ему на это: “Ну и что?” А он попросил не выкидывать этот листок, сохранить.
Они действительно жили долго и счастливо. Вместе иллюстрировали книги, работали в кино, растили сына Зангара. Кстати он, ставший уже талантливым художником, писал в школе сочинение по картине “Утро”, впрочем, как и его дети - внучки Елены и Арсена.
Рассказывать историю о том, как стала натурщицей, Елена не очень любит. Говорит, всегда боялась зависти, особенно в художественной среде, поэтому особо и не говорила о своей маме.
- Мама у меня знаменитая, ее работы хранятся во многих музеях Украины и России, она собрала все звания, какие только давали художнику. Мой же путь в живописи был длинным и непростым...
Арсен Бейсембинов ушел из жизни в 2000 году. Зангар продолжает династию, сейчас живет в США. А время от времени в СМИ и на просторах Интернета всплывает та давняя романтическая история о девочке с картины “Утро”.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы