Не обижай, жених, не обижай...
В ближайшее время алматинские зрители увидят сразу три премьеры актуального театра.
Актуальный театр - это тот, который рассказывает о текущих проблемах в обществе. Можно сказать, что для Казахстана жанр не самый востребованный и популярный. У нас как-то больше в чести модернизированная классика или академическая современность. Чтобы разбудить вкус и интерес почти к репортерскому театру, минувшей весной при поддержке Британского совета были организованы мастер-классы. И вот теперь в независимом театральном пространстве “Трансформа” появились первые ласточки. Откуда берется материал для постановки - об этом нам рассказала автор идеи и продюсер спектакля “Кыз куу” (“Похищение невесты”) Марина КОНСТАНТИНОВА (на снимке).
- Когда я готовила свою выставку фотографий, посвященных борьбе с насилием, в числе прочих услышала историю похищенной невесты. Она поразила меня и легла в основу нашего пластического спектакля. Материал мы собирали очень просто - бросили клич в соцсетях и узнали очень много разных историй о похищенных невестах. Иногда это способ сэкономить на свадьбе, а иногда событие, которое ломает всю судьбу девушки. И даже при самом благополучном исходе оно оставляет свой след. Например, героиня одной из историй рассказала, что ее просто затащили в машину, накинули мешок на голову, и хотя через полчаса ее смогли забрать родители, этот эпизод для девушки был настоящей душевной травмой.
Микст из разных историй сложен в одну типичную драму, о которой расскажут три актрисы и два актера, причем сделают это языком пластики. Сложнее всего было найти исполнителей-мужчин. В процессе сбора материала не удалось найти ни одного желающего рассказать, как он похищал невесту. Хотя Марина признается, что очень хотелось услышать и их истории. Ведь жених редко действует в одиночку, обычно это происходит при поддержке друзей, родственников, то есть при настоящем сговоре.
- Мне кажется, мы очень равнодушно относимся к проблеме похищенных невест. Поэтому этот дикий обычай до сих пор существует, особенно в сельских районах. И я не могу понять, что за ним кроется - нежелание тратить время на ухаживания, попытка быстро и дешево провести свадьбу? Причем для воровства выбирают самых скромных, дорожащих своей репутацией девушек! Совершенно шоковую фразу произнесла одна пожилая женщина: “Я стала счастлива только тогда, когда умер мой муж”. Они прожили вместе всю жизнь после похищения, воспитали семерых детей, но никогда не были близки друг другу. Еще одна респондентка, прожив год с нелюбимым мужем, в итоге бросила его и уже родившегося ребенка и сбежала. Дело не в законах, дело в нашем отношении, вот об этом нам и хотелось поговорить.
Пластика спектакля положена на музыку казахстанской этнической группы “Бугарабу”, что добавит напряжения действию. Кстати, эксперимент с актуальной темой Марине показался настолько интересным, что у нее уже есть идеи как минимум для двух спектаклей, которые она планирует поставить уже в этом году!
Но совершенно точно в конце января продюсер Анастасия ТАРАСОВА и режиссер Катя ДЗВОНИК покажут свое художественное исследование “Тридцать лет назад моим родителям было тридцать”, а 23 февраля режиссер-постановщик Виктор НЕМЧЕНКО удивит публику, актуализировав “Лисистрату”. Весной же пройдет новая серия мастер-классов для тех, кому интересно работать в жанре актуального театра.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы