2224

Сентиментальная гастроль

Николай КОЛЯДА с отцом Владимиром Алексеевичем и сестрой Верой в Пресногорьковке.

Известный российский драматург и режиссер Николай КОЛЯДА привез из Екатеринбурга свой знаменитый на весь мир театр в город Рудный, чтобы поздравить с днем рождения подругу детства Любу-Косолапиху (по другой версии - Морозиху).
Наша беседа с Колядой прошла по-простому в фойе рудненской гостиницы незадолго до вечернего спектакля. А перед этим его театр дал бесплатное представление для детей. Между тем на его знаменитую постановку “Баба Шанель” билеты стоили всего лишь 1,5 тысячи тенге. В случае с театром, видеть который хотят на многих сценах мира, это что-то невероятное. Оказалось, Коляда со своими артистами приехал в Костанайскую область не для того, чтобы заработать. С Казахстаном у знаменитого российского драматурга и режиссера тесные личные связи: он родился и вырос в костанайском селе Пресногорьковка, где до сих пор живет его родня. А в Рудном он встретился со своей подругой детства Любой.

- Мы сейчас вот вспоминали с ней нашу Пресногорьковку. Смеялись до упаду, столько всего было, - говорит Николай Владимирович.- Но я смотрю и глазам не верю: тогдашняя Люба-Морозиха сейчас бизнесвумен, а ведь была из самой нищей семьи. Боже, какая это была беднота! Жили они вообще на краю села, у леса. И вот поди ж ты, как ей удалось сделать свою жизнь… Я ей месяц назад звоню и говорю: “Люба, у тебя день рождения, и я хочу его отметить своим спектаклем. Мы приедем к тебе в Рудный просто так. Не надо никаких денег, ничего не надо, мы с артистами просто на автобусе приедем”. Она сразу в слезы, поверить не могла.
- Ваш приезд - это подарок подруге детства?
- Да, именно так.
- Так не бывает!
- Да!.. А потом я посмотрел на состав артистов и понял, что все они заняты еще и в моем спектакле для детей “Золушка”. Ну что мы в Рудном будем целый день бездельничать в гостинице до вечернего спектакля? Звоню Любе опять, говорю: “Надо детей собрать на дневное представление. Звони в школы, детдом, куда угодно, пусть приходят, мы покажем им спектакль бесплатно”. Она опять рыдает!
Из затеи Коляды все получилось: и приехали, и зал нашли, и сборами от билетов оплатили аренду сцены. Такой незабываемый подарок получился, что весь Рудный теперь гудит, а Костанай ему тихо завидует.
Еще бы, режиссер с его “Коляда-театром” - один из самых узнаваемых российских театральных брендов. Пьесы Коляды любят ставить везде - и в России, и в Австралии, и в Европе, и в Америке. Недавно премьера все той же “Бабы Шанель” прошла в Киргизии, где персонажей пьесы переименовали, так сказать, с учетом местных особенностей. Коляду это очень насмешило и обрадовало, о чем он писал восторженные посты в Фейс­буке. Но есть, конечно, и площадки, где его на дух не переносят. Порой гастроли “Коляда-театра” по России сопровождаются скандалами, поскольку творчество Коляды выпадает из привычных академических рамок.

- В подавляющем большинстве театров Шекспира играют, образно говоря, в бархатных штанишках и больше никак, - говорит он. - Это все ужасно, и я верю статистике, которая говорит, что в театры ходит всего лишь три процента населения. Когда человека в детстве приводят окультуриться в театр и он видит там всех этих накрашенных теток и дядек с приклеенными париками, то сам себе тихо говорит: “Да провались оно все, больше я сюда ни ногой!”
- Ну и что делать?
- А я не знаю. Наверное, должно быть, как у нас в Екатеринбурге, где всего полно - и хороших, и плохих, и дурацких, и замечательных коллективов. И тогда каждый зритель найдет себе театр по вкусу.
- Но дурацкие театры давно разорились бы, если бы не получали деньги от государства, не так ли? А может, самое большое зло - это госфинансирование? Вот совсем недавно в Костанае была громкая уголовная история о хищениях в Казахском театре драмы, в результате его руководство отправилось за решетку. В частном театре, наверное, это невозможно?
- Я у себя не ворую! - смеется Коляда. - Да, все правильно вы говорите, но… Если вы считаете, что не должно быть государственных театров, я с этим не соглашусь. В России, как и в Казахстане, сложилась уникальная система репертуарного театра. Этого нет больше в мире нигде. В любой европейской стране на господдержке находятся один-два театра, все остальные - частники, выживают как могут. Нам не надо ничего уничтожать. Нужно сохранить то, что есть, и развивать новое. Просто надо, чтобы у руля в театрах стояли талантливые люди.
- Ну а как они туда могут пробиться?
- Если чиновники назначают в театры своих друганов, это плохо. Это бюджетные деньги на ветер. Вот вы рассказываете про скандал в вашем новом театре. Отгрохали его - замечательно! Так пусть назначат туда умного человека. А через год проверят, как он справляется. Если все хорошо, пусть продлевают контракт. Нет - гнать его в шею, назначать нового. Так везде на Западе делают. А дураков везде полно - и во Франции, и в Германии, и в России, и у вас. Ну что делать…
Коляда руководит своим частным театром уже 15 лет, у него в штате 120 человек, 49 из них - актеры.
- Если б вы знали, как мне тяжело! - говорит мой собеседник. - Надо же содержать этих людей от зарплаты до зарплаты. А у них семьи, дети, у кого-то нет квартиры… Там у каждого столько проблем! Очень сложно театру прожить только на продажах билетов. Это надо делать какие-то высококачественные спектакли, как-то их продвигать. Надо быть одновременно и творчески одаренным человеком, и финансистом. А таких людей немного. В театр вообще часто попадают случайные люди. От них все зло.
- Вот и я о том же. Театров много, они в каждом городе есть. А где взять столько талантов?
- Они есть, их найти надо. Я 25 лет преподаю в театральном институте Екатеринбурга и знаю, о чем говорю. Вообще, сегодня самые знаменитые современные драматурги России уральской школы - это мои ученики. Их пьесы и у вас в Казахстане охотно ставят. Ну да ладно. Я сейчас в Москве создал “Театр новых пьес” в первую очередь для того, чтобы прославлять моих учеников.
- А ваше отношение к родине сейчас какое?
- Отношение самое прекрасное. Я страшно волнуюсь, потому что мы поедем отсюда в Екатеринбург через мой родной поселок Пресногорьковка. Хочу своим артистам показать, откуда я родом. Пусть хотя бы на часок (больше времени у нас нет), но повидаюсь с родными. Денег дам, отца увижу. Все, что связано с родиной, для меня очень важно. И эти спектакли на родной земле - особенные. У меня слезы брызнули, когда после “Золушки” дети в фойе ко мне бросились, стали обнимать, руки пожимать. Спрашивают: “А вы еще приедете?” Да господи, конечно, приедем! Ну что нам это стоило? Да ничего! Вышли на сцену, попридуривались, и всем стало хорошо. Мы же скоморохи, это наша профессия - делать людям приятное. Мы детям подарили радость, и они запомнят это на всю жизнь. Еще и сказку с хорошей моралью показали про девочку, которая из замарашки превращается в принцессу…
- Ни дать ни взять ваша Любка-Морозиха.
- Точно! Вот это именно ее история! Там ведь смотреть не на что было: она косолапила сильно, ее дразнили... А сейчас она никакая не Косолапиха, а Любовь Степановна, уважаемая и красивая женщина, человек, который сделал себя сам. Я ведь тоже нищим был. Студентом ходил возле магазина, оброненные кем-то гроши собирал. Едва набирал 22 копейки на пачку “Беломора”… А сейчас у меня свой театр, который на пятом месте рейтинга лучших театров России. Просто не надо бояться ничего и надо быть честным в своем деле - и все получится. Вот и вашим читателям мой совет: сами делайте свою судьбу и ничего не бойтесь, как Колька Коляда и Любка-Косолапиха-Морозиха…

Стас КИСЕЛЁВ, фото с интернет-ресурсов, Рудный - Костанай

Поделиться
Класснуть