Этномузыка не терпит суеты
Лидер легендарной группы “Роксонаки” Руслан КАРА (на снимке - слева) теперь чаще дает концерты в Китае, нежели в Казахстане. Говорит, там публика умеет слушать, а наша привыкла, что ей показывают шоу под фонограмму.
Это тем более странно, поскольку Руслан давно уже не сочиняет сам, а лишь обрабатывает старинные казахские мелодии и слова исполняемых им песен, которые совершенно непонятны китайским слушателям.
- Тем не менее меня поражает, как они умеют слушать, - рассказывает музыкант, - даже не понимая языка. Наверное, это особенность менталитета, привычка и умение созерцать. Для нас же важнее, чтобы было шумно, с блестками, пусть и под фонограмму. Поэтому и Димаш стал звездой не у нас, а в Китае. У нас его бы просто затаскали по тоям, свадьбам и не дали стать нормальным артистом. А китайцы в него вкладывают деньги и все время думают, как еще можно прокачать этого исполнителя. Сейчас, насколько я знаю, его планируют отправить поучиться вокалу в Америку. А у нас даже фольклор попсовеет, то есть приспосабливается ко вкусам публики. Порой исполнители опускаются до уровня фокусов - я имею в виду, когда они начинают закидывать домбру за спину, и прочие финты.
- Получается ли зарабатывать при таком отношении? Все-таки вы профессиональный музыкант с именем...
- Мы не ездим по свадьбам, нас не приглашают в казахстанские кабаки, потому что там надо петь каверы зарубежных хитов. Нам это неинтересно, и не хочется так бездарно тратить жизнь. У нас вообще не получается сейчас зарабатывать музыкой. Мой партнер Галымжан СЕКЕЕВ (на снимке - справа) преподает, я востребован как звукооператор. С возрастом я пришел к выводу, что музыка нужна в первую очередь мне самому. Таким образом, получается создавать свой собственный мир, в котором мне хорошо и комфортно.
- И все же - почему китайский слушатель?
- Сам не могу это понять. Кажется, что в этой стране всего своего достаточно, но они очень жадны к чужой культуре. Я понял, что их подкупает невероятная красота казахских мелодий. Мы сейчас полностью ушли в эту область. Поэтому и используем этнические инструменты - из прежнего багажа осталась лишь моя гитара. Да, действительно, “Роксонаки” начинали с рок-музыки, стали победителями первого конкурса “Азия дауысы”, ставили рок-оперу “Тамыр”. Но постепенно менялся состав, предпочтения. Сейчас я вижу, что существует огромное количество неиспользуемого материала, и мне хочется возвращать к жизни эти мелодии и слова. Потому что в них есть красота, есть смысл. Например, сейчас мы работаем со старинными шаманскими текстами, которые я в свое время переснял на телефон буквально из рук коллекционера, не рискнувшего выпускать раритетную книгу.
- Как вы думаете, почему победила попса? Ведь здесь, в степи, всегда были особенно важны слова песни, то, что автор хочет сказать...
- Наверное, виной тому исчезнувшая внутренняя свобода. Это произошло еще после Октябрьской революции и коснулось жителей всех пятнадцати республик. Сейчас современность нас еще сильнее ломает бесконечными изменениями, огромным потоком информации, который люди просто не успевают осознать. Обратите внимание, что никакая новость не живет долго, ее через день-два вытесняет другая. Поэтому, наверное, мне с возрастом захотелось проверенных слов, захотелось тишины, а не рока и барабанов. Жизнь такая короткая, и хочется о себе какой-то след оставить, а не просто рубить деньги.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Русланом КАРОЙ, Алматы