4144

Лоцман подземных морей

Уфа АХМЕДСАФИН, основатель казахстанской гидрогеологии, чье имя носит профильный институт, еще в шестидесятых годах прошлого века объяснил, почему в Алматы больше не будет разрушительного землетрясения. Этот и многие другие интересные факты его жизни подробно описаны в книге его дочери Дины “Лоцман подземных морей”.

Семейное древо Ахмедсафиных очень скромное. У единственной дочери “лоцмана” тоже одна дочь. Живут они теперь вдвоем в Милане, а о родном городе Дине напоминает Алма - собака, подобранная на улице и уехавшая вместе с семьей.
- Моя дочка очень любит животных, и когда я ей рассказала о бездомном щенке, который приставал ко мне на улице, она сказала, что его надо найти и взять домой. Я несколько раз возвращалась на прежнее место, расспрашивала о собаке и в итоге нашла. Это случилось накануне отъезда в Москву, потом в Милан, животное было еле живое, так что нельзя было ставить ему положенные прививки - в общем, документы мы делали правдами и неправдами, зато теперь Алма, названная в память о любимом городе, все время с нами.
Гидрогеология может показаться слишком скучной профессией для тех, кто сам скучен. Уфа, оставшийся в раннем детстве сиротой, поживший и в приемышах, и в батраках, узнавший относительно счастливую жизнь лишь в интернате, мечтал стать художником. Один из своих рисунков он даже подарил Сакену СЕЙФУЛЛИНУ, посетившему интернат. Но стране были нужны специалисты совсем иного плана, и его направили на учебу в Ташкент. Он, правда, пытался уехать в Ленинград, чтобы поступить в художественный вуз, но в итоге увидел поэзию в изучении воды, особенно скрытых, подземных ресурсов. Именно он впоследствии будет доказывать, что под степной равниной спрятаны огромные запасы воды, именно он убедит, что под Алматы есть подземные озера и их необходимо использовать для нужд человека. Ахмедсафин любил показывать студентам фокус: если накрыть стакан воды листком бумаги и встряхнуть его, то вода сильно ударит изнутри по бумаге и сбросит ее. А вот если стакан наполовину пуст, то волна не достанет до поверхности. Люди, используя подземную воду, уменьшают ее разрушительную силу и страхуют город от землетрясения. Правда, в то время, когда только выстроили плотину от селя на Медеу и казалось, что человеческий гений может защитить город и от разрушительного землетрясения, эту теорию гидрогеолога многие поднимали на смех. Слишком простой она казалась. Но такое ощущение, что Уфа привык к тому, что судьба не балует его легкими успехами.

- Папа всегда очень хотел, чтобы я продолжила его дело, - рассказывает Дина Ахмедсафина, - но, к сожалению, я не дружила с точными науками. Хотя и каких-то очень выраженных творческих наклонностей у меня не было. Это папа рисовал, мог по слуху подобрать довольно сложные произведения, например “Лунную сонату” Бетховена. Я же выбрала профессию филолога. Но прошло очень много времени, пока я решилась написать книгу о папе, о его непростой жизни. А вот моя дочка Эллина полностью унаследовала папин творческий склад - работает дизайнером, играет и поет, снялась в сериале в Италии и в двух лентах на “Мосфильме”.
Дина большую часть жизни прожила в Москве, где получила образование и вышла замуж. Ее любимый человек был стоматологом, причем специализировался на эстетическом протезировании, работал на киностудии “Мосфильм”: именно благодаря его стараниям мы видели безупречные улыбки многих советских звезд эстрады и кино. Сама Дина работала в редакции “Мосфильма”, в оргкомитете Олимпийских игр. Но огромная часть ее души так и осталась в Алматы, городе, где прошло детство, куда она возвращалась практически каждый год, особенно после того, как ушел из жизни папа, и она стала заниматься публикацией его исследований и материалов о его жизни.
- Для меня Алматы - особенный город. Помню, как я рыдала и не хотела уезжать в Москву, где жила мама. Родители ведь разошлись, когда мне было совсем мало лет, и мама в суде отказалась от меня. Так что моим воспитанием занимался папа. Это он превращал в праздник каждый поход в книжный магазин в районе оперного театра, водил меня в театр - до сих пор помню, как плакала на спектакле “Волк и семеро козлят”. Он мог перед выступлением на утреннике смастерить мне настоящую корону из картона и мелких осколков елочных игрушек. Он брал меня с собой в Москву, чтобы показать ВДНХ и Третьяковскую галерею, которую я до сих пор обожаю, в Пятигорск, где рассказывал про Лермонтова, и с тех пор это мой любимый поэт. Он вообще считал, что ребенку надо как можно больше видеть и везде бывать. Когда у меня родилась дочка, он тоже настаивал на том, чтобы с самого раннего возраста возили ее куда только можно.
Это была детская, счастливая жизнь. Лишь позже открылись сложности. И непростые отношения отца с мамой Дины, пережившей бурный роман, несколько раз уходившей из дома и возвращавшейся. И сложные будни совсем не кабинетного ученого, который то боролся с селем, то проводил недели в экспедициях, чтобы подтвердить или опровергнуть свои гипотезы и найти воду даже под многометровым слоем песка. И нежелание молча аплодировать мудрым решениям несведущих правителей: Ахмедсафин - единственный, кто не подписал проект по повороту рек вспять. Настоящие мужские решения, которые приходилось принимать. И при этом Уфа умел для своих двух самых любимых женщин оставаться всегда улыбающимся, заинтересованным слушателем. Для того чтобы оценить вклад ученого, достаточно задать поисковику его фамилию. Чтобы узнать удивительного человека, стоит открыть книгу его дочери Дины. На этих страницах много откровений.
“Папа обожал свою внучку Эллочку. Как-то он стал свидетелем того, как я ругала за что-то дочь. Вечером, когда все в доме заснули, он поговорил со мной и попросил проявлять больше терпения, говорил, как ему самому было трудно растить меня: “Мне было трудно, я был один, проблем было более чем достаточно, но я никогда не повышал на тебя голос”, - вспоминает Дина.
“Быть может, мы не всегда умеем выразить свои чувства и успеть сказать спасибо нашим родителям, близким за их подвиг, бесконечную любовь и поддержку. Спасибо маме за эту книгу. Спасибо судьбе за Ату”, - пишет внучка ученого Эллина.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из личного архива Дины АХМЕДСАФИНОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть