Железная сила искусства
Известный художник Зульхайнар КОЖАМКУЛОВ готовит настоящую бомбу, которая очень скоро рванет в виде необычной выставки. Мы побывали в его мастерской и узнали некоторые подробности сюрприза.
Два года назад Зуля (так называют художника его коллеги и близкие люди) исчез с творческого горизонта. Одни говорили, что он уехал за рубеж, другие - что решил завязать с искусством. Ошибались и те и другие. Он с головой ушел в живописательский процесс. Что из этого вышло, мы увидели первыми.
- Два стиля, в которых сейчас работает Зуля, до сих пор не очень популярны в наших степях, - просвещает нас по дороге в мастерскую искусствовед Эльмира АХМЕТОВА.
...Машина въезжает на территорию автомастерской. Мы недоуменно переглядываемся с фотографом.
- Работы высотой пять метров и весом пять тонн в обычную мастерскую не помещаются! - смеется Эльмира. - Да вы сейчас все сами увидите.
Нас встречает высокий, подтянутый, чем-то похожий на Сальвадора ДАЛИ мужчина.
- Зуля, - скромно представляется он и приглашает нас в ангар. Открываются ворота - и перед нами возникает гигантская скульптура всадника.
- Это “Мерген”. В нем пять тонн всяких железок, - улыбается мастер, презентуя нам свое творение. - Идея создать что-то в жанре стимпанк принадлежит моему куратору Эльмире. Два года назад она предложила мне поэкспериментировать, и я с головой ушел в новую идею.
Сейчас на счету Зули три композиции в этом жанре. Одну - “Царицу степей” - уже купили, а вот две другие - “Куат” (“Бык”) и “Мерген” (“Стрелок”) - очень скоро увидят на выставке алматинцы.
- Сколько мы СТО и автомагазинов объехали в поисках деталей для композиций! - рассказывает Зуля. - Теперь по моим работам можно проводить курсы по изучению внутренности машины (смеется)!
- Какие детали использовали в работе? - интересуюсь я.
- Чего здесь только нет: шестеренки, выхлопные трубы, корзина сцепления от грузовика, коробки передач, полуоси, амортизаторы, цепи, распредвалы, диски сцепления, гидротрансформатор, радиатор, диски, редукторы, тормозные колодки. Всего и не перечислишь.
- Причем детали не только от автомобилей, - вмешивается в разговор наш фотокорреспондент Владимир. - Я вот тут вижу мотоциклетные цилиндры и даже звездочки от велосипеда.
- Думаю, из этих деталей можно собрать в общей сложности пять машин, - продолжает художник. - Когда первую работу выставили, то многие подходили и спрашивали: она у вас двигается? Я отвечал: да мотор забыли поставить (смеется)! Есть задумка в будущем снабдить скульптуры мотором, чтобы они голову поворачивали, звуки издавали. В этом жанре работать непросто, - замечает уже более серьезно мастер. - Если обычную скульптуру, например из глины, можно переделать, то стимпанк ошибок не прощает. Каждая деталь должна сразу оказаться на своем месте, потому что ее приварили, и все.
- Вы еще быка не видели! - интригует нас Эльмира. - Зуле удалось с поразительной точностью передать напряжение животного, его тяжелое движение вперед. Линия изгиба шеи быка подчеркнута обычными дисковыми фрезами и зубчатыми рейками, но от этого он стал еще более привлекательным.
Художник сдергивает покрывало - и перед нами предстает бык, который, кажется, сейчас начнет бить копытом и пойдет рогами на таран.
- Как будут выглядеть мои работы, зависит не только от запчастей, но и от вдохновения, - говорит он. - К примеру, видишь кинескоп, бампер, и тут начинает работать фантазия. Стимпанк - это синтез старины и высоких технологий, и я хочу показать, как можно соединить дух прошлого и энергию настоящего.
Но не только скульптурами удивит на выставке Зуля. Он готовит серию портретов известных людей в жанре поп-арт.
- Для меня вообще живопись - это прежде всего цвет, - продолжает разговор художник. - Именно через него я передаю настроение, характер и внутренний мир героев своих картин.
В мастерской мы увидели портреты известных людей - Розы РЫМБАЕВОЙ, Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА, Тохтара АУБАКИРОВА, Батырхана ШУКЕНОВА, Шамши КАЛДАЯКОВА и даже Нурсултана НАЗАРБАЕВА.
- Не боитесь, что могут не понять такой портрет президента?
- Нет. Я художник и так вижу его. В конце концов, кто “приговорил” нас к пресловутому советскому соцреализму? Я всегда любил экспериментировать и считаю, что не нужно бояться нового.
- Что вас вдохновляло при написании работ? Слушали ли вы песни Розы Рымбаевой?
- Роза Рымбаева для меня останется навсегда той девчушкой, которая пела “Алию”. Сейчас она уже другая. И я захотел показать эту разницу игрой цветом. А в портрете известного композитора и музыканта Нургасы ТЛЕНДИЕВА я использовал цвета, отражающие момент тишины в степи, когда в воздухе чувствуется какое-то переливание.
Зуля может часами говорить об искусстве и женщинах. Как признается он сам: “Я очень влюбчивый, и это состояние помогает творить!” Но сейчас он занят подготовкой к выставке и обещает удивить поклонников искусства.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы