Классический приём
Ни жара, ни сезон отпусков не помешали алматинскому виолончелисту болашаковцу Булату ТЫНЫБЕКОВУ собрать полный зал и сыграть очередную концертную программу, состоящую из популярных саундтреков.
После учебы в Лондоне призер многочисленных конкурсов вернулся в Алматы и поначалу пережил депрессию, ведь в Европе живая музыка звучит везде: в скверах, на улицах, в кафе, больших и камерных залах. Причем музыка очень разная, на любой вкус. Поэтому южная столица поначалу показалась молодому музыканту сонным царством. И он начал ее будить.
За три года музыкант рискнул зарегистрировать собственное концертное агентство, специализирующееся именно на классике. Из камерных залов постепенно перешел в большие и раз в месяц вместе с командой единомышленников собирает аншлаги, играя то программу из популярных танго, то саундтреки из известных фильмов. Хотя мог бы спокойно сидеть в оркестре и получать зарплату, сильно не напрягаясь.
- Музыканты бывают разного устройства, - смеется Булат. - Я не крепостной, предпочитаю быть свободным художником и сам решаю, что и где мне играть. Как-то я пытался сотрудничать с акиматом, но в результате понял, что легче самому арендовать зал, чтобы не увязнуть в бюрократии. Да, после Лондона мне было грустно, но сейчас понимаю, что в Алматы есть большие возможности. Я мечтаю и о собственном оркестре, который будет специализироваться на саундтреках, и о своем концертном зале. А в ближайших планах концерты на свежем воздухе. Уже в августе планирую выходить в сквер между улицами Кунаева и Тулебаева и играть там для соседей, для тех, кто живет в этом районе. В конце концов мне ведь это тоже будет доставлять удовольствие!
- Почему вы не играете привычную классику? Заигрываете со слушателями?
- Потому что публику надо готовить для классики. Людям нравится прийти на концерт и услышать что-то знакомое. На вечерах танго зрители даже выходят на сцену и танцуют. Это потрясающее ощущение для музыкантов! Что касается саундтреков, то это та же самая серьезная музыка, только современная версия. Ведь за кадром популярных фильмов или сериалов звучит симфонический оркестр, причем обычно один из лучших. Над музыкой и аранжировкой тоже работают лучшие профессиональные музыканты. Просто это все сжато в несколько минут, а по качеству это та же самая хорошая классическая музыка. И публика удивляется, когда узнает музыку из “Игры престолов” или “Пиратов Карибского моря”. Это наши государственные ансамбли зачастую работают по старинке - есть план, есть бюджет, и нет большого желания что-то изменить. А мне главное, чтобы был полный зал, и за три года я сумел получить свою публику, людей, которые ждут наши концерты. Главное, чтобы это была не подработка, а именно основное занятие, тогда все получается.
Булат принципиально ведет свои концерты сам, формат общения через серьезную мадам конферансье также считает морально устаревшим - в этом случае исполнитель выглядит несколько отстраненным. Поэтому все участники концерта общаются с залом, а программу готовят, прислушиваясь к пожеланиям публики. Для этого в соцсетях проводят опрос, что в следующий раз люди хотят услышать. Смотрят новые фильмы, заказывают или пишут сами аранжировки, а если что-то не пошло, никогда не говорят, что слушатели не доросли.
- На самом деле сейчас в Алматы очень хорошее время именно для классической музыки. В той же Европе на концерты ходят люди старшего поколения, а у нас в залах много молодых людей. Возможно, это потому, что мы и сами молоды.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы