1622

Глаза не видят - руки делают

В первый месяц лета нас ждет замечательная выставка: свои работы покажут учащиеся спец­интернатов Алматы и Караганды для слабовидящих и слепых - ученики французского фотомас­тера Эрика ВАЗЗОЛЕРА.

Казалось бы, это очень просто - найти Эрика на площадке возле интерната им. Островского и честно спросить, как ему пришло в голову, что можно научить фото­графии ребят, которые в лучшем случае видят свет или смутные силуэты. Но за него мне ответили его ученики - начинающие фото­графы. Безо­шибочно определив, куда падает солнце и куда мне надо встать, Виктория БЕЗМАТЕННЫХ сделала несколько кад­ров, да так удачно, что я тут же оставила ей свои координаты, попросив выслать снимки. Викин наставник Эрик Ваззолер стоял рядом и в процесс не вмешивался. Все, что было нужно, он уже сказал в классе, когда объяснял, как надо работать.

“Жања кљзќарас” - так называется инклюзивный проект, осуществленный Фондом Первого президента Республики Казахстан при поддержке посольства Франции в Казахстане и Французского альянса Алматы.
- Я пока не решила, чем буду заниматься в жизни, - говорит шестнадцатилетняя Виктория. - Но я очень люблю снимать не только людей, но и природу. Вот летом обязательно заведу Инстаграм и буду там размещать виды Казахстана: ведь мы в суете не всегда замечаем красоту, которая нас окружает.
Семнадцатилетняя Айдана ДАШОНОВА полностью незрячая - ориентируется на ощупь и звук голоса. Девушка, как и я, всегда считала: фотографировать могут только те, кто видит, зрячие. И дело тут не в возможности создать шедевр. Даже селфи тебе недоступно - а без этого какое общение в Сети? Сегодня зрячие друзья и подруги Айданы, уткнув нос в мониторы компьютеров, с интересом рассматривают фото, сделанные ею, и удивленно цокают языком: как эта девушка, не видя кадр, сумела поймать настроение?
- Для меня снимок не получился, если он скучный, - говорит Эрик Ваззолер. - Я уже сейчас вижу кадры, которые очень хороши и украсят собой нашу выставку.
Эрик очень востребованный фотомастер во Франции. Но уже много лет он откладывает все дела, когда ему предлагают поработать с необычными учениками - больными детьми или, скажем, с заключенными. У него прекрасный русский язык - результат обучения в Пушкинском центре в Париже.
- А с особенными людьми надо просто быть, и не нужно для этого каких-то специальных методик преподавания, - говорит мастер. - Мой отец был инвалидом, мама возглавляла учреждение для детей с ДЦП. Так что все мои друзья в подростковом возрасте как раз и были вот такими особенными. С ними надо просто общаться - непринужденно и весело. Конечно, фотография в данном случае скорее способ социализации, чем ремесло, но, с другой стороны, современное искусство уже все показало, продемонстрировало все технические возможности и сейчас ищет что-то необыкновенное. Когда я вижу, что кадр не придумывали заранее, когда в нем есть жизнь, это для меня куда интереснее, чем многие дежурные снимки, сделанные профессионалами.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть