1318

Режиссёр там правит бал

Новую версию популярной оперы Верди “Риголетто” представили в Алматы. Зрители увидели по-настоящему европейский спектакль - интеллигентный, с безупречным оркестром и хором.

“Риголетто” - это опера из серии must have. Редкий театр обходит ее своим вниманием. Возможно, поэтому она постепенно обросла обязательным набором штампов, за которыми видна лишь поверх­ностная канва сюжета, а многие линии теряются либо становятся бутафорски неправдоподобными.
Совсем иное зрелище видят зрители алматинского оперного театра. В афише значится итальянский дирижер-постановщик, но Витторио ПАРИЗИ (на снимке) приехал в Алматы лишь за несколько недель до премьеры, когда все постановочные акценты были уже расставлены нашим отечественным режиссером Ляйлим ИМАНГАЗИНОЙ. Она постаралась сделать объемными и выпуклыми даже второстепенные персонажи оперы, а все происходящее на сцене подчинила драме.
- Не то чтобы я запрещала артистам ставить на первое место вокал, - говорит Ляйлим, - но мы именно с актерской стороны так продумывали каждую сцену, что красоваться никому просто не получалось. Они сами понимали, что будет органично для героя, а что нет. Мы постарались каждый персонаж сделать достоверным.
Поэтому Герцог не злодей-серд­цеед, он просто живет своей жизнью, забавляясь с новыми и новыми красотками как с экзотическим десертом. Они появляются на сцене на носилках, прикрытые золотым покрывалом. Джильда не просто невинный цветок. Она испытывает животную страсть, которая и заставляет ее совершить весьма необдуманный поступок - пойти под нож наемного убийцы вместо ветреного Герцога.
- Они вообще все очень спонтанные и непредсказуемые ребята. Они не живут разумом, поэтому и в музыке, и в характерах постоянно можно наблюдать резкие градации и переломы.
Как всегда хороша работа российского художника Вячеслава ОКУНЕВА. Он решил, что спектакль должен быть в темных крас­но-золотых тонах, герои зажаты арками и стенами, а атмосфера наполнена развратом.
- Для меня это не история про любовь девочки - здесь ведь даже невозможно найти любовный треугольник, - продолжает Ляйлим. - Женщины не соприкасаются друг с другом, они лишь составляющие сладострастного конвейера Герцога, для которого похищение и лишение невинности, оскорбление своих приближенных не более чем игра, забавный квест. Для меня завязка всей драмы в проклятии.
И наконец алматинский оперный достиг главной вершины - балом правят не солисты, которые тоже имеют право на удачи, ошибки и провалы. Главными источниками музыкального сопровождения в “Риголетто” становятся оркестр и хор. Первый безупречен по звучанию, слаженности, степени понимания страстей на сцене. Второй демонстрирует не только хорошие вокальные данные, ансамбль и костюмы, но и потрясающую игру каждого отдельного исполнителя. Каждую секунду они наполняют жизнью историю о проклятии, упавшем на голову шута Риголетто...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть