Театр не для юного зрителя
Нынешние школьники должны вырасти, чтобы увидеть качественный современный спектакль. Парадокс, но в Алматы, который когда-то называли театральным, этой возрастной категории смотреть практически нечего…
Формально спектакли есть: две сцены ТЮЗов - казахского и русского - исправно выдают на-гора премьеры. Но ни одна из них давно уже не становилась поводом для обсуждений, школьных дискуссий, не вызывала резонанса. Поэтому, объевшись еще в детском саду плюшевых спектаклей с ширмой, школьник либо ходит в театр за компанию с классом, либо предпочитает кино. Правда, в последнее время все чаще на спектаклях экпериментальных камерных театров города можно увидеть в зале родителей с детьми. За неимением альтернативы театралы водят школьников на интересные спектакли, пусть и не подходящие по возрасту.
- Вопрос действительно больной, и я как режиссер считаю, что вот такие походы всем классом развращают театр, - рассказывает режиссер Государственного театра кукол Антон ЗАЙЦЕВ. - Если ребенка забирают с уроков и куда-то везут, это в любом случае превращается для него в праздник. А то, что происходит на сцене, не важно… Ну а театру в этом случае не надо бороться за зрителя - он и так придет. Получается замкнутый круг. Мы просто теряем этого зрителя. Он выпадает из театральной среды.
Кстати, именно в театре кукол сейчас происходят интересные вещи - здесь хотят увидеть не безликий класс с шикающей на всех учительницей, а семью, которая переживает спектакль вместе и потом обсуждает его. И, как ни странно, именно в кукольном театре в этом сезоне стали появляться спектакли для юношеской и даже взрослой аудитории. Например, вечер по стихам Мукагали МАКАТАЕВА или запланированная на апрель премьера Антона Зайцева “Сердце матери”.
- Современный театр не означает, что надо одеть Алдара-Косе в джинсы и кеды! - продолжает режиссер. - А у нас очень часто именно так подходят. Надо попытаться поговорить со зрителем на том языке, которым он сейчас оперирует. Поэтому для старой притчи о материнском сердце я выбрал некую аналогию компьютерной игры. Мы ведь действительно живем словно в виртуальной игре - бежим вперед, зарабатываем бонусы. Мой герой предаст самого близкого человека. Это то, что может быть единственно реально в окружающем его мире. И когда он это сделает, игра закончится. Потому что нельзя такой ценой прийти к победе.
В активе Антона независимая постановка “Жила старушка” для взрослой публики. Вообще, молодой режиссер уверен, что мы просто забыли суть кукольного театра - он никогда не был детским. Начиная от классического Петрушки и заканчивая самыми свежими экспериментами. Но чтобы все же вернуть школьников в театр, необходимы совместные усилия нескольких коллективов, создающих общее театральное поле и совместно растящих зрителя.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы