Аскар БИСЕМБИН, режиссёр: Знаю, откуда “Ёлки” растут
К Наурызу у нас появится местная версия волшебных праздничных историй. Режиссер Аскар БИСЕМБИН (на снимке - в центре) собрал самых известных артистов Казахстана для фильма NauryZ.kz и уже планирует запустить его к предстоящему празднику.
Звезд действительно в избытке. Например, в одной из новелл, составляющих этот фильм, снялись Берик АЙТЖАНОВ и Жанар ДУГАЛОВА, также на съемочной площадке работали Санжар МАДИЕВ, Асель САДВОКАСОВА и Дастен ШАКИРОВ. А автора уже сейчас в шутку называют вторым Бекмамбетовым и сравнивают будущий фильм с долгоиграющим новогодним проектом “Елки”. Сам Аскар признается, что за последнее время стал достаточно толстокожим и маловосприимчивым к репликам извне.
- Если бы я отвлекался на мнения, раздающиеся вокруг, - смеется Аскар, - то никогда не уехал бы учиться на режиссера в США, потому что 98 процентов людей из самых лучших побуждений отговаривали меня. Мне твердили, что я там сломаю себе хребет, отобьюсь от местной кормушки, что мне уже тридцать лет, что я и так потерял много времени - сначала получил диплом врача, потом уже понял, что хочу заниматься именно кино... Причем это говорили именно те люди, которые сейчас громче всех кричат: “Мы всегда верили, что у тебя все получится!”
- И вас даже не задевает, когда говорят, что NauryZ.kz - это казахстанский вариант бекмамбетовского новогоднего сериала?
- Ну “Елки” Бекмамбетова для меня не апофеоз киноиндустрии. И если уж говорить честно, то есть такой потрясающий британский сценарист и режиссер Ричард КЕРТИС, снявший фильм “Реальная любовь” - рождественское кино, в котором переплетены одиннадцать историй о любви. У Кертиса было много замечательных сюжетов и возможность снять только один фильм, поэтому он и связал гениальным образом все эти новеллы в одной ленте. Так вот “Елки” растут оттуда. И как раз это кино для меня критерий. Я знал, что нас будут сравнивать с Бекмамбетовым, но проблемы в этом не вижу.
- О чем будет ваше кино?
- О волшебстве, которого нам всем не хватает. У нас это не джинн и не волшебная палочка, а цепь логических событий, в результате которых и происходит чудо. Катализатором выступает браслет, который связывает между собой истории. Проблема еще и в том, что у нас нет традиций празднования Наурыза: согласитесь, что накрывать стол и ходить в гости - это такие универсальные вещи. А вот чего-то, ассоциирующегося именно с этим праздником, как елка с Новым годом, у нас нет, если уж совсем честно. Зато волшебства хочется в любой праздник. Каждый из нас мечтает выйти из дома и найти миллион или встретить свою любовь. У нас тоже рассказано сразу несколько историй, причем каждая из них могла быть отдельным фильмом. И бизнесмен, притворяющийся таксистом, чтобы подвозить понравившуюся девушку каждый день, и наивные дедушки, влюбленные в фельдшерицу, и американец, приехавший в Шымкент, чтобы навестить свою девушку. Особенно жалко было ужимать до новеллы сюжет, из которого точно мог бы получиться целый фильм про то, как аким села впал в кому и вышел из нее ровно через год. И чтобы уберечь выздоравливающего от стресса, односельчане должны сделать вид, что этого года и не было. Сейчас уже у нас есть новеллы, из которых мы будем снимать следующий NauryZ.kz.
- А не слишком много звезд для одного кино?
- Продюсеры хотели еще больше, убеждали, что чем больше узнаваемых лиц, тем активнее пойдет зритель в кинотеатры, но я сказал, что мы не рекламу снимаем, не клип, а кино, и немного проредил поляну. Мне очень понравилось работать с Жанар Дугаловой. Она невероятный человек, настоящий перфекционист. Наверное, в этом и есть секрет ее успеха.
У меня на съемках никто не звездил, впрочем, и я никого не тиранил, хотя, как всякий режиссер, наделен абсолютной властью на площадке. Это еще во время обучения в Америке в меня заложили, что у режиссера нет нимба и он такой же винтик целой машины, как и все остальные. Не знаю, почему у нас к режиссеру относятся как к божеству и только что с опахалом за ним не бегают. Со мной уже несколько раз происходила похожая история, когда для фильма приглашают крутых актеров, а они начинают трястись на съемочной площадке, забывают слова, взрослые мужики тупят и буквально сыплются. Я начинаю спрашивать помощников по кастингу, где же обещанные крутые актеры, а они говорят, что люди меня просто боятся. Почему-то считается, что если ты снимаешь хорошее кино, значит, ты на площадке зверь. Проходит время, пока люди понимают, что я не ору в рацию, не вздергиваю актеров на дыбу и т. д. К тому же во время съемок и так нервозная обстановка - зачем же ее усугублять? Людей, не способных это понять, мне легче уволить, чем терпеть дискомфорт. Вот тут я жесткий - легче отрезать больную ногу, чем позволить ей отравлять весь организм. Другое дело, что иногда интересно изменить привычный образ актера. Например, Берик Айтжанов всегда играет эдаких альфа-самцов, а я очень хочу, чтобы в следующей моей картине он был не горой мускулов и тестостерона, не героем, а человеком, может быть даже клоуном.
- Журналисты умудрились подсчитать ваш доход за прошлый год. В какого рода понты вы инвестируете деньги - машины, особняк?
- Ох… мама все время мне говорит, что надо купить другую машину, а мне, если честно, ужасно смешно, когда взрослые мужчины, встретившись, начинают обсуждать крутизну своих машин и домов. Смешно такими вещами измерять жизнь и успех. Для меня деньги - это возможность путешествовать и заниматься любимым делом. Тем более что жизнь очень быстротечна. Поэтому следующий фильм я буду снимать на свои деньги. Там звезд будет раза в два больше, и все готовы работать без гонораров, потому что нравится идея хулиганского кино. Сейчас лучшее время, чтобы позволить себе совершить глупость. Мои планы расписаны до 2019 года, уже в наступившем году я получил восемь предложений снимать кино. А в 2019-м, скорее всего, уже буду или в России, или в Америке. А лет через десять я уже не рискну, пороху не хватит…
- И часто у вас не хватает пороху?
- Вы знаете, всю жизнь мечтаю сняться в своем кино в небольшой роли и каждый раз в последний момент трушу и поручаю это профессиональному актеру. Вот и в том фильме, который буду снимать сам, я уже нашел персонаж, который создан для меня, но в итоге роль увеличилась, и я труханул.
- Почему вы видите себя в Америке или России?
- Потому что было бы глупо, отучившись в США, ограничиваться одной страной. В прошлом году мне уже предлагали снимать кино в Нью-Йорке, причем с хорошим бюджетом, но я отказался, поскольку видел уязвимые точки сценария. Я уже убеждался, что когда идешь на сделку с совестью, то результат всегда печальный. В итоге гонорары проедаются, а стыд остается. Зато есть четкое ощущение, что когда работаешь, то все приходит. Меня часто называют везунчиком, но никто не знает, сколько сил я потратил на то, чтобы получалось, что я задумал. Скольких седых волос мне все это стоило...
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Аскаром БИСЕМБИНЫМ, Алматы