Не всё то мусор, что на помойке
В арт-пространстве “Аврора спейс” открылась выставка, где можно увидеть серию работ художницы Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ (на верхнем снимке).
Для тех, кто не в теме - Сауле еще несколько лет назад переживала “заборный” период. Художница удивительным образом соединяла героев старинных фотографий и современные заборы мегаполиса. Тогда она поразила не только казахстанцев, но и жителей многих других стран и… перешла на вторсырье. Сначала, опять же, вдохновившись портретом невесты из прошлого, сделала большую работу методом аппликации, вырезая нужные детали из целлофановых пакетов. В процессе Сауле окончательно влюбилась в этот материал. Целлофан, как отработанный материал цивилизации, ветер гонит по степи и меняет привычный пейзаж. Делая из пакетов картины, можно очищать родную землю. Теперь они уже стали неотъемлемой частью любого пейзажа, считает художница.
Но лирико-экологической поэмы у Сауле не получилось. Для нее всегда в центре любой композиции находится человек. И то, что он выполнен из отходов его же бурной деятельности, лишь добавляет зрителю информации, а сюжетам - дополнительный экшн. Вот чего стоит только картина “Ожидание в ЦОНе”, выполненная из целлофана? А ведь на пакетах есть еще и надписи, которые тоже хорошо вписываются в картину.
Изюминкой этой серии стала таинственность, которой художница окутала проект - до вернисажа Сауле не показывала свои работы никому. А еще тот факт, что в течение двух месяцев, пока создавались картины, всех алматинцев призвали помочь художнице и отдать ненужный целлофан для искусства. Но самые удивительные находки делала сама Сауле:
- Для изображения аула я никак не могла найти пакет коричневых теплых тонов. Ведь над пакетиками работают художники и дизайнеры, которые стремятся сделать их максимально привлекательными и яркими. Но однажды мне повезло: когда выносила мусор, увидела в грязи тот самый нужный пакет. Пришлось взять его домой и отстирать. Еще очень хорошо сработали рекламные надписи на пакетах, на которых изображена трава - вся в бликах росы и солнца. Как раз обещания счастья на всех языках и стали этими бликами… А для темных силуэтов полицейских использовались обычные черные мусорные пакеты. Я вообще не понимаю теперь, зачем нужны дорогие краски, если целая армия художников всего мира создает такую красочную и долговечную палитру?
Пути пакетов неисповедимы. Так, один гость выставки оказался из Японии и узнал пакет, типичный для его страны. Долго удивлялся: как он мог появиться в Казахстане? У нас возможно все - пожимали плечами остальные зрители.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы