3241

Один вокруг света

Алматинец Умаржан УРАХУНОВ, который за пять месяцев посетил почти сорок стран на пяти континентах, уверяет, что для путешествий главное не знание языка и даже не деньги

- Я всегда знал, что когда-нибудь отправлюсь в кругосветку. Весной прошлого года потерял работу, найти новую сразу не смог. Сидел дома почти полгода. Решил подать документы на американскую визу - а вдруг?! Выдали. Параллельно стал оформлять шенген. Тоже получилось. А 25 августа я проснулся и подумал: “А почему бы не двинуться в путь именно сегодня?” Собрал рюкзак - сменное белье, одежду. Вот так просто поехал, и все.
Что у меня было с собой? Две визы, несколько платежных карточек разных банков, на которые я распределил деньги, копии загранпаспорта - их я хранил в разных местах на всякий случай. Никакого четкого плана, маршрута... Ехал, будто по наитию. И сейчас понимаю, что делал правильно. Например, когда был в Турции, мне пришлось решать, куда двинуться дальше - в Южную или Северную Америку. Выбрал первый вариант и попал в точку. Отправься я в США, не увидел бы Антарктиду.

***

- Все корабли, которые идут в Антарктиду из порта Ушуайя - самой южной точки планеты, еще советские, а члены экипажа - русские. Со мной в основном путешествовали богатые американцы и европейцы. Тур недешевый, они платили за него по 10-20 тысяч долларов. Я купил свой всего за четыре тысячи долларов - это был счастливый случай. Мне даже пришлось подписывать документ о неразглашении цены, чтобы другие туристы не возмущались. Когда я поднялся на борт корабля, чуть ли не вся команда сбежалась посмотреть на сумасшедшего казаха, которого к ним занесло.
“А почему вы так удивляетесь?” - спросил я. Мне казалось, что многие туда ездят, по крайней мере, пишут об этом в Интернете. Но выяснилось, что члены экипажа за последний год не встречали на своем борту ни одного русскоговорящего.
А если говорить об Антарктиде? Что это такое? Другая планета: мертвая тишина - аж уши закладывает, снег высотой в сто метров, кроме пингвинов, тюленей и моржей, ничего живого. И удивительная энергетика.

***

- Чаще всего меня принимали за японца. Но я, конечно, всегда говорил, что приехал из Казахстана. Что иностранцы знают про нашу страну? Вот вы, например, многое расскажете про Парагвай? Государство в Южной Америке. Все? Примерно так же люди за границей реагируют, когда слышат про Казахстан. Да, они знают, что он есть, там, где-то далеко, но не более... Хотя интересно, что в разных странах, особенно в Южной Америке, люди, услышав, откуда я, реагировали одинаково:
- Kazakhstan? Good boxing! Golovkin!
Не скажу, что это происходило повсеместно, но таких людей я встречал немало. А еще вспоминали Илью ИЛЬИНА. По-моему, в Бразилии меня спросили: “Ты с ним знаком?”

***

- Деньги в основном уходили на оплату номеров в отелях, билеты на посещение каких-то знаковых мест и аренду автомобилей. Передвигался и на автобусах, и на самолетах, и на машине. Дороже всего обошлось пребывание в Европе: месяц - три тысячи долларов. Я мог бы потратить и намного меньше, но иногда позволял себе жить в пяти­звездочных отелях и обязательно везде пробовал кухню той страны, в которой находился. Просто потому, что мне этого хотелось. Мог отдать 50 евро за стейк из мяса белого бычка, которое ценится во всем мире. Дорого. Но зато я его попробовал. Сумасшедшие вещи, конечно, но иногда я их себе позволял.
- Сколько в итоге вы потратили на путешествие? - не могу не задать этот вопрос.
- Меньше двадцати тысяч долларов. Самым дорогим был тур в Антарктиду. Но я бы хотел подчеркнуть: не деньги и знание языка важны для путешествия. В моем английском лексиконе даже набора фраз нет - только отдельные слова. И мне хватило их, чтобы общаться с людьми почти в сорока странах. Главное - стартануть. Сами подумайте, любой казахстанец, имея всего лишь две визы, как у меня, может про­ехать практически весь мир. Но даже без них у нас есть безвизовый доступ почти в 70 стран.
Я вот надеялся посетить за одно путешествие все континенты. Не получилось - не дали визу в Австралию, хотя я два раза на нее подавал. Было очень обидно.

***

- Кто-то, конечно, мне завидует. Но большинство не понимают: “Зачем ему это было нужно? Кризис. Денег нет. А он все бросил и умчал!” А еще спрашивают, не боялся ли я. Нет, а чего бояться-то?
- Ну вы все время находились в незнакомой для вас обстановке, а это дополнительные риски. Одно дело, когда ты ходишь по центру Парижа, и совсем другое - забрести в фавелы в Рио, - возражаю.
- Забредал и в фавелы. И дикие племена Африки посещал. И в джунглях как-то раз заблудился. И всю Южную Америку на рейсовых автобусах проехал, и в Андах побывал. Все мое путешествие - сплошное приключение.
- И у вас даже кошелек нигде не украли?
- Украли. В Одессе. Правда, сот­ку, а не кошелек. Это была самая большая потеря. Случилось это в знаменитом одесском трамвайчике. В него я заходил с телефоном - точно знаю, а вышел оттуда... Знаете, не жалко - сотка старая была...

***

- Меня часто спрашивают: “Где тебе понравилось больше всего?” Но, знаете, после кругосветки для меня стерлись границы. Я уже не делю мир на страны. Ведь Бог создавал Землю без границ. Но чтобы не оставлять вопрос без ответа, скажу: в Италии. Я думаю, эта страна номер один в мире. Итальянцы привыкли получать и давать самое лучшее. У них все должно быть на высшем уровне. В какой-нибудь деревне ты зайдешь в маленькое кафе и увидишь авторский дизайн, тебя обслужат как короля, а еду тебе вынесет сам повар. И еще итальянцы отличаются от всех остальных европейцев. Я заметил: чем беднее страна, тем более добродушны ее жители. А Италия - исключение: там и живут хорошо, и к гостям относятся с душой. Вот пример. Сижу в кафе на севере Италии. Ем обычную пиццу. Кто я такой? Местные заинтересованно: “Откуда? Казахстан?” Начинают расспрашивать. Приглашают за свой столик. Представляете, мы до двух часов ночи проговорили, хотя я ни слова не знаю по-итальянски и с английским и у меня, и у них - беда. Как? Сам сейчас удивляюсь.
- Езжай в Сицилию, - говорят они мне.
- Да вы что? Там же мафия! - срабатывают стереотипы.
- С чего ты взял? Добрее людей, чем в Сицилии, ты не найдешь.
Но у меня уже не было на это времени. Сейчас я думаю: надо туда обязательно съездить.
И еще о наших стереотипах. Останавливаюсь на автобане возле телефона. Тут же рядом со мной тормозит машина, из нее выходит полицейский. Я сразу напрягся: что я нарушил, может, здесь стоять нельзя?
- Что-то случилось? - спрашивает полицейский.
А я автоматически начинаю оправдываться. И вдруг слышу:
- Вам помочь? Мы просто увидели, что вы остановились, и подумали, что у вас проблемы.
Это к тому, насколько мы разные.

***

Вроде бы короткое путешествие, но это как целая жизнь. Столько всего было! Иногда рассказываешь, а потом вдруг вспоминаешь, что кроме Гранд-Каньона или Антарктиды я был на шоу Копперфильда, на Килиманджаро, видел ледники Патагонии, а еще, а еще...
- Вы провели в путешествии ровно пять месяцев и... наверное, опять хотите куда-нибудь поехать?
- Это же как болезнь. Наверное, если бы были средства, отправился в Новую Гвинею к папуасам. К тем, настоящим, к которым нужно две недели добираться через джунгли. А еще... Я ведь шел на запад и вернулся с востока. Сутки потерял. Знаете же, да, что так происходит? Они делись неизвестно куда. Ну есть повод снова отправиться в путь. Должен же я вернуть этот потерянный день. Это ж целых 24 часа.

Оксана АКУЛОВА, фото из архива Умаржана Урахунова, Алматы

 

 
Поделиться
Класснуть

Свежее