1729

Кокпар в массы

Скоро в городе Дубае (ОАЭ) откроется выставка фотографий казахского художника Саида АТАБЕКОВА (на снимке).
Она называется “66 футов” - столько должна весить туша барана, которую используют в национальной казахской игре кокпар. Именно эта народная забава стала главной темой фотографий Саида. В отличие от репортера он не просто отображает происходящее на поле и среди болельщиков, но и превращает снимки в философскую серию о глобализации, корнях и менталитете номадов.
Историки утверждают, что кокпар возник во времена Чингисхана, когда кочевые племена сражались против армии покорителя мира. Для европейского зрителя сцены баталий на лошадях - это тоже что-то из архаичного прошлого. Но на неприглаженных снимках Саида традиции прошлого очень плотно переплетаются с настоящим. Кстати, живопис­ных полотен, посвященных кокпару, хватает и в музеях, и в частных собраниях казах­станских коллекционеров. Вот только у классиков это всегда поэтическое наблюдение за схваткой, Саид же умудряется вовлечь зрителя в самую гущу хаоса и борьбы. Он показывает совсем иной Восток, не мирно-базарный, а горячий и темпераментный. Именно поэтому его серии, посвященные этой игре, лошадям и всему, что связано с культурой наездников, так востребованы в галереях мира. Только за последние несколько лет работы Атабекова были представлены на выставках в Шардже, Москве, Стамбуле и Венеции. А престижная премия принца Клауса от фонда Royal Dutch позволила художнику наконец-то построить просторную мастерскую в родном Шымкенте.
- Я давно мечтал о мастерской, - говорит художник. - И не только для того, чтобы спокойно работать. Когда я выставляюсь за рубежом, обычно завязывается очень много дружеских контактов, и я приглашаю всех к себе в гости в Шымкент.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть