2917

Редкий кадр

Казахстанский фотограф Борис БРУЛЬ (на снимке), больше известный своими провокационными сериями работ, представил на суд алматинских зрителей галерею фотопортретов. 

Они во всем спорят со сложившимися стереотипами: затемненные, как старинные фотокарточки, черно-белые, небольшого размера да еще и снятые на пленку. Борис едва ли не последний из могикан, предпочитающий новым технологиям старое ручное производство при свете красного фонаря. Зато, говорит, портрет в этом случае получается нежнее и душевнее. К тому же автор старается еще и допридумывать образ своей модели. Например, поэт Хаким БУЛИБЕК предстает перед зрителями эдакой шпаной в кепке:
- Обожаю стихи Хакима, - говорит Борис. - Но для меня он всегда будет таким уличным пацаном, которым я его увидел в фильме “Игла”. Однажды ко мне в мастерскую пришел участковый полицейский, которого я прекрасно знал. Он как раз хотел не просто “красивую фотку”, а настоящий портрет. Его я одел в малахай. А, например, водителя маршрутки представил в форме австрийского пожарного. Дело в том, что, как только даешь человеку какой-то атрибут или рядишь, одеваешь его в особенную одежду, он сразу начинает играть, выходит за привычные для себя рамки. Только фотографам я всегда даю в руки фотоаппарат да и актерам не ищу личины. Я мистик и верю, что мы что-то вытаскиваем из души человека, поэтому портрет - это гораздо больше, чем просто точное изображение внешности. Кстати, в этом вопросе художникам легче, ведь они всегда могут дорисовать или подправить человека, а вот фото­граф должен найти образ, а потом его передать.
- Сейчас на выставках авторы стараются сделать фотографию побольше. Почему ваши снимки таких скромных размеров?
- Мне кажется, что когда портрет большой, то его на стену не повесишь - он будет подавлять. Фото­графия должна быть такой, чтобы человек рядом с ней комфортно себя чувствовал.
А вот автопортретами Бруль не балуется, говорит, что не слишком любит свою внешность, дескать, огромный, как тролль, что уж тут запечатлевать.
И еще одна деталь о художественности фотографии: последняя серия Бориса - иллюстрации к роману Куприна “Яма”. Это еще одна любовь фотографа - создавать жанровые сцены. Причем не всегда для них он приглашает профессиональных актеров, иногда и на улице находит типажи, попадающие в точку.
- Правда, у нас могут фотографа и побить, если на улице предложишь попозировать для фото...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть