4774

Ерболат Тогузаков, киноактер: В шестьдесят лет жизнь только начинается!

В первый рабочий день нового года стало известно о присуждении государственной стипендии первого президента Республики Казахстан - лидера нации - в области культуры в 2016 году. Одним из тех, кто получил такой новогодний подарок, стал популярный актер современного казахстанского кино Ерболат Тогузаков.

- Загадывали такое желание у новогодней елки?
- Что вы, я в шоке! Вдруг четвертого января мне стали звонить друзья, знакомые и поздравлять с президентской стипендией. Я не верил сначала, даже подумал, что это новогодний розыгрыш.
- А почему не верили?
- Я самый простой человек - и вдруг такое внимание со стороны президента. А потом, когда мне показали в Интернете список награжденных, я вообще не знал, как реагировать. Асанали Ашимов, Бибигуль Тулегенова, Олжас Сулейменов, Владимир Толоконников, Юрий Померанцев - это же люди знаковые. Оказаться в их кругу для меня это высокая честь. Даже не знаю - достоин ли? У меня же нет никаких званий, регалий. Я польщен, как был бы польщен любой простой человек на моем месте.
- По-моему, вы занижаете свои достижения…
- Я просто считаю, что существует большая дистанция между вкладом в культуру, например Бибигуль Тулегеновой, и моим скромным вкладом. Да, я уже стал привыкать быть в центре внимания на кинофестивалях - в Австралии, в Китае, в России на “Кинотавре” и “Киношоке” мы главные призы брали, но это все круг киноактеров, киномира, а здесь-то люди высочайшего искусства. Бибигуль - она же любимица народа…
- Но я не раз была свидетельницей, как народ буквально проходу вам не дает - просят сфотографироваться, со всех сторон кричат: “Шал! Шал!” Вас тоже любят, вы затронули сердца людей…
- Конечно, девяносто девять человек из ста, проходя рядом по улице, со мной поздороваются, скажут теплые слова про старика из “Шала”, про дедушку-дунганина из “Подарка Сталину”, а таксисты у нас в “Казахфильме” всегда готовы бесплатно меня довезти куда надо. Но это же не мое достижение, просто я попал к таким режиссерам, которые сделали из меня кого-то. Это надо благодарить и награждать Шарипова, Абдрашева, Турсунова, Есиркепова. Благодаря им я - суперзвезда! (Смеется.) Все, что со мной произошло, - это случайность. Это чистая случайность. И я даже не понимаю, как все это произошло…
- А действительно, как все произошло?
- Я работал на киностудии “Казахфильм” администратором с 1972 года. И, честно сказать, всегда мечтал стать оператором. Я с восхищением наблюдал за этой работой, мне казалось, что это очень романтичная профессия - ты ходишь с кинокамерой, ты точно знаешь, какой нужен ракурс, как поставить в кадр человека, чтобы он был красивым. Но стать оператором у меня так и не получилось - я стал актером. (Смеется.) Однажды я работал пиротехником на картине Ермека Турсунова “Келин”, и второй режиссер Дархан Кожахан неожиданно подсказал Еркешу (так я называю Турсунова): “А давай возьмем на роль отца героини Ерболата!” Меня одели, поставили в кадр и объяснили задачу - сыграть пожилого человека, который торгуется насчет калыма за свою дочь. Это была моя первая роль.
- В шестьдесят лет вы стали знаменитым?!
- В шестьдесят лет я стал актером, а слава пришла позже - после фильма “Шал”. Перед съемками, честно сказать, испугался. Я даже говорил Еркешу: “Слушай, ты не ошибся? У тебя двенадцать претендентов на эту роль - замечательные профессиональные актеры, звезды нашего кино и театра…” Турсунов ответил: “Нет!” Так я сыграл шала.
- Причем сыграли так, как не каждый профессиональный актер сыграет. Как у вас это получилось?
- Наверное, так вышло потому, что я не играл ну или играл самого себя…
- А мне кажется, что Ерболат Тогузаков совершенно не похож на экранного шала - там настоящий старик, а вы в жизни очень живой, подвижный, я бы сказала, моложавый. Как держите себя в форме?
- Я живу по природе: как только птички зачирикали - я просыпаюсь. После завтрака двигаюсь в удовольствие - просто выхожу из дома и иду, у меня много маршрутов, но в девять утра должен быть на работе, на студии “Казахфильм”. Я сейчас числюсь в актерском отделе, но выполняю еще и другие функции - как представитель киностудии встречаю делегации, провожу экскурсии для школьников, студентов. Кстати, что касается моего распорядка дня, то забыл сказать, что в обед я обязательно должен поспать. Хорошо, что живу рядом со студией - в микрорайоне “Казахфильм”.
- А что сейчас с вашей актерской работой? Знаю, многие проекты в прошлом году были заморожены.
- Да, сейчас особо похвастаться нечем - в нашей сфере тоже кризис. Надеюсь, это временное явление, надо это пережить. У меня в 2016 году сорвались съемки сразу в трех проектах, и не только в наших. В начале года я снялся в Киеве в украинском сериале “Сторожевая застава”, после этого меня там пригласили еще в один проект, но вот его уже потом отменили. В 2017 году, надеюсь, получится поработать - есть уже несколько предложений, в том числе зарубежных, но пока не хочу о них говорить, я суеверный.
- Часто, когда к человеку неожиданно приходит слава, он меняется, заболевает звездной болезнью. С вами так было?
- На “Казахфильме” любой вам скажет - каким я был до своих ролей, такой и сейчас. Как ездил по проездному в автобусах, так и езжу. Жизнь моя изменилась в другом - появилось больше возможностей, в том числе и материальных, появилась своя квартира. А еще, представляете, я побывал в одиннадцати странах. До шестидесяти лет нигде не был, а потом благодаря новой профессии стал ездить за границу. Когда я впервые выехал в Болгарию на съемки американского фильма “Дорога домой”, это был шок для меня! А потом уже начались кинопоказы в Италии, Румынии, Австрии, Австралии и других странах…
- Действительно ваша жизнь, до того как вы стали популярным актером, была непростой: вы жили в рабочей подсобке на территории “Казахфильма”, ни семьи, ни детей, от проблем, бывало, прикладывались к стакану. Наверное, ваша жизнь после шестидесяти - это вознаграждение за предыдущие страдания?
- Ну, я не скажу, что особо страдал и как-то уж очень тяжело переносил все невзгоды - во многом я был виноват сам… Но, возможно, то, что со мной произошло, это благодаря моим родителям. Из-за их страданий. В сорок восьмом году мой отец был репрессирован, а в пятьдесят первом году мама взяла меня, и мы поехали к отцу на вечное поселение в Сибирь. Слава богу, что прожили мы там недолго - до пятьдесят третьего года.
- Наверное, благодаря их воспитанию вы человек незаурядный, творческий?
- Я очень почитаю своих родителей. Мой отец Касым Тогузаков был переводчиком, одним из шести секретарей великого Жамбыла Жабаева, он работал первым консультантом на фильме “Амангельды”. А мама была солисткой хора оперного театра вплоть до того, как был репрессирован отец. У папы была большая шикарная библиотека, и он привил мне любовь к чтению. Но мои родители никогда не говорили, кем бы они хотели меня видеть. Для них было главным, чтобы я был просто хорошим человеком. Конечно, отцу было приятно, когда я в юности стал чемпионом города по борьбе, он вообще радовался всем моим успехам. И когда я решил учиться в нархозе, папа не был против. Но, наверное, он не мог и предположить, что когда-нибудь я стану актером, что меня будут знать во всем Казахстане.
- А вы сами предполагали?
- Нет. Знаете, я часто думаю о том, что со мной произошло, и мне кажется - это божий дар. Ведь мы всегда под неусыпным оком Бога, и он мне однажды сделал подарок. А еще есть господин великий случай. В него я тоже верю. Хотя Ермек Турсунов считает, что я просто очень счастливый человек. Он так и сказал мне: “Ты даже не понимаешь, какой ты счастливый”. Ведь роль шала вообще-то предназначалась для замечательного артиста Касыма Жакибаева, но Касым-ага к этому времени приболел, физически был ослаблен, поэтому роль досталась мне. Вот такой я фартовый, и теперь моя любимая песня - это песня Лепса “Я счастливый, как никто, я счастливый лет на сто…” (Смеется.)
- Думаю, что для полного счастья вам все же не хватает детей, внуков. Вы же такой замечательный аташка в “Шале”…
- Ну, вот как-то у меня не сложилось… Но дети моего младшего брата Адильбека - это мои дети, у меня всегда была с ними связь абсолютная, я их обожаю. В этой семье я родной человек, поэтому ни в коем случае не одинокий, не брошенный. Моя жизнь прекрасна, и я хочу, чтобы она продолжалась …
- Ну, то, что в шестьдесят лет жизнь только начинается, уже понятно. А что дальше?
- Дальше всегда надо помнить, что еще не вечер и что все будет хорошо. Всегда надо искать свою нишу, я вот искал и нашел. Но это не значит, что я уже все попробовал в жизни - с восхищением смотрю на людей, которые в моем возрасте учатся играть на музыкальных инструментах, покоряют горные вершины. И если кому-то кажется, что он несчастен, что не нашел свою нишу, то надо просто оглянуться. И увидеть, что за тобой идут дети, внуки. А это значит, что ты очень успешный и богатый человек, тебе есть о ком заботиться, значит, все в жизни складывается так, как надо.

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее