6104

Лаки Кесоглу:На эстраде правят бал богатенькие родители и любовники…

Несмотря на множество официальных титулов, в народе его называют просто: “самый популярный грек Казахстана”. Студенты эстрадного отделения Казахской нацио­нальной академии искусств имени Жургенова говорят о нем с нежностью: “Папа”. За двадцать шесть лет работы солистом Казгостелерадио он записал свыше трехсот песен, но сейчас их нигде не слышно. Увидеть его на каком-нибудь концерте тоже практически невозможно. Куда пропал любимец публики Лаки Кесоглу?

- Я жив-здоров, никуда не делся (смеется). Просто перестал активно творческой деятельностью заниматься.
- А почему перестали? Не приглашают?
- Ну, это сто процентов. Сейчас такая тенденция…
- И давно это началось?
- Года два-три назад. Раньше, когда акимат Алматы проводил какие-то концерты, я все время в них участвовал, но с тех пор как начальником отдела культуры стал Кайрат КУЛЬБАЕВ, известных возрастных артистов приглашать перестали. Даже на такой праздник, как 9 Мая, на котором я всегда выступал, в этом году меня не позвали. Может, я в черный список попал?
- Странно. Кульбаев же сам из мира музыки, известный продюсер и знает в профессии толк…
- Когда продюсер имеет соответствующее образование, тогда мы можем сказать, что это профессионал. А когда люди занимаются продюсированием для зарабатывания денег - это вопрос очень сложный… Но я не жалуюсь, я понимаю, что мы живем в новое время и сейчас другой, как они говорят, формат.
- Ну, например, Кобзон - он же всегда формат!
- Россияне очень бережно относятся к своим звездам. Мы все время видим Кобзона, Лещенко, Пьеху. Ведь поколение людей, которое их любит, еще живо и хочет их видеть. И у нас люди, которые воспитаны на моем творчестве и любят его, не должны быть выключены из жизни. А их лишили возможности видеть любимых артистов по телевизору и слушать по радио.
- Сейчас у нас новый аким Бауыржан Байбек, и он как раз профессиональный музыкант, имеет высшее музыкальное образование. Вы почувствовали какие-то изменения в области культуры?
- Аким же непосредственно не занимается этим делом. Но я просто констатирую факт, я ни на кого не в обиде… У меня в творческой жизни плавно произошел переход из артистической деятельности в педагогическую. И я востребован. Сначала работал в эстрадно-цирковом колледже, а в 2000 году ректор Тлеу­гали КИШКАШБАЕВ пригласил меня в Казахскую национальную академию искусств имени Жургенова для открытия первой в Казахстане кафедры эстрадного искусства. Для меня это было сложно, поскольку я никогда не был чиновником. А здесь надо было заниматься и программами, и стандартами, и приглашением педагогов. Но мы стали уже факультетом, и не побоюсь сказать, что мы лидеры в эстрадном образовании у нас в стране. У нас сильные педагоги - Нагима ЕСКАЛИЕВА, Толкын ЗАБИРОВА, Люция ТУЛЕШОВА. И у нас большой конкурс при поступлении - пять-шесть человек на место.
- А много талантливых студентов, достойных стать серьезными певцами?
- Я считаю, что очень много.
- Почему тогда распространено мнение, что артисты сплошь и рядом бездарности?
- Мы сами иногда поражаемся тому, кого показывают на телевидении в концертах. Ведь у нас есть очень много талантливых людей, которые являются лауреатами многих международных конкурсов. Но они не могут реализоваться по одной причине - финансы.
- В ваше время было легче?
- Я поступил в консерваторию в 1962 году, будучи студентом второго курса, пришел на Казахское телевидение и радио и потом по роду своей специаль­ности должен был выступать, записываться и за это еще получал зарплату. А теперь, на­оборот, если таланту надо раскрутиться - нужны деньги. И немалые. Поэтому многие талант­ливые исполнители исчезают, они ничего не могут! А у кого есть богатенькие родители, братья, любовники-любовницы, они все время на виду, все время мелькают.
Примеров масса: у нас выпускается очень много талантливых людей, которых я очень хотел бы видеть, но у них нет возможности. Вот есть у нас очень хороший парень в Академии музыки в Астане - Димаш КУДАЙБЕРГЕНОВ. Я за ним наблюдаю, он взял Гран-при на “Славянском базаре” в Витебске. Он очень талантливый, но его никто не раскручивает. Вот почему? Потому что все упирается в большие деньги: надо клипы снимать, платить за то, чтобы эти клипы показывали. А еще сколько денег надо, чтобы провести свой концерт!..
- Сколько?
- Вот я бы мог устроить свой сольный концерт во Дворце Республики, но где я возьму пять миллионов, чтобы заплатить за аренду? Народная артистка Нагима Ескалиева, например, тоже не осилила провести там свой юбилейный концерт, не смогла найти такие большие деньги.
- А разве концерт не окупится?
- Нет. Это надо билеты продавать по 50 долларов минимум. Мне всегда очень неприятно, когда наши известные исполнители устраивают концерты и приносят к нам сюда, в академию, билеты с просьбой распространить среди студентов. Студент не может себе позволить билет даже за три-четыре тысячи… Это больной вопрос.
- А как вы оцениваете качество музыки, которая звучит в наши дни?
- Сейчас песни создаются на потребу. Иногда я прихожу в ужас. Вот появился у нас рэпер Сайлаубек - это не ужас разве? Еще знаю, есть несколько исполнителей, которые работают на свадьбах в Шымкенте, Кызылорде. Они получают столько, сколько нашим звездам и не снилось. И за ними стоит очередь, свадьбы переносят на те дни, когда они свободны. Это значит какой же интеллектуальный уровень у людей? Какой вкус? И никто не следит за тем, как часто у нас берут мировые хиты, бессовестно переводят на казахский язык и выдают за казахскую песню. На этом зарабатывают хорошие деньги и живут припеваючи, не боятся никакого закона об авторском праве…
- А как сегодня живет любимец публики, народный артист, лауреат Государственной премии, профессор Лаки Кесоглу? Что он имеет?
- Лаки - значит “счастливый”. Это обо мне. У меня нет машины, нет дачи, но у меня есть квартира, у меня есть жена!
- По-моему, вы уже сыграли золотую свадьбу?
- Да, у меня единственная жена. Вместе мы с 1962 года.
- Пятьдесят четыре года вместе! А еще говорят, что артисты ветреные люди…
- Я не понимаю таких людей. Семья - это все-таки основа, что бы ни было, семью надо сохранять. Да, музыканты влюбчивые, у меня было много поклонниц, я неплох был собой (смеется), но это не должно отражаться на семье.
- Вы имеете в виду - жена ничего не должна узнать или вы себе ничего такого не позволяли?
- Я никогда не давал повода, да. Я самозабвенно занимался творчеством, много гастролировал, а воспитанием детей занималась жена. Хотя она тоже работала, преподавала в музыкальном училище. Для меня семья - это все, это мое богатство. И жена - самое главное!
- У вас трое детей и двое внуков?
- Старшему внуку уже 25 лет, младшему - 16. Средний сын - врач. Старшая дочь училась в музыкальном училище, а потом окончила КазГУ, факультет журналистики. Младшая дочь окончила консерваторию, пианистка. По моим стопам никто не пошел. Все они сейчас живут в Греции. Уехали, когда был развал Союза, когда было тяжелое время, но теперь я даже жалею, что отпустил их. Мы с женой очень страдаем от того, что они так далеко. И им возвратиться уже невозможно, у них уже совсем другой менталитет. Мы очень по ним скучаем, вот теперь вынуждены каждый год к ним ездить. А здесь, дома, каждый день связываемся по скайпу. Жена меня ругает, что я все время сижу за компьютером, не даю ей с детьми поговорить.
- В Интернете сидите?
- Да. Читаю новости, но в основном меня интересуют музыкальные сайты и каналы. Я своим студентам говорю: “В какое счастливое время вы живете. Вы можете кого угодно послушать!” Это такое благо. Когда семь лет назад на мое семидесятилетие дети подарили мне компьютер, я им сказал: “Вы что, сдурели? Какой компьютер? Я там ничего не понимаю!” Но теперь мне очень интересно, и возраст не помеха.
- Какой возраст?! Я сегодня вас увидела и сразу обратила внимание на ваши молодые искрящиеся глаза...
- Почему-то мне все так говорят. Но я даже не знаю, что сказать: наверное, это гены - родителям спасибо, я родился на берегу моря - это тоже плюс. А еще у меня принцип: я никогда не думаю о своем возрасте, не жалуюсь на свое здоровье. Артист, певец никогда не должен стареть!

Из нашего досье

С отличием окончил Чимкентское музыкальное училище, затем Алматинскую консерваторию.
С песней “Бузуки” в 1972 году завоевал всесоюзную известность.
Записал несколько грампластинок-гигантов с советскими и греческими песнями, а также пластинку “Капризная погода” с песнями казахстанских авторов Тлеса КАЖГАЛИЕВА, Алмаса СЕРКЕБАЕВА и Эдуарда БОГУШЕВСКОГО.
Его ученики - Нагима Ескалива, Женис ИСКАКОВА, Айжан НУРМАГАМБЕТОВА, Сакен МАЙГОЗИЕВ, Динара СУЛТАН, Алмас КИШКЕНБАЕВ.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее