Алексей Чжен: В нашей моде нет звёзд!
Недавно в Алматы отгремели сразу два главных модных мероприятия года - Kazakhstan Fashion Week и Mercedes-Benz Fashion Week Almaty. Они показали, какой должна быть мода будущей весны и лета на взгляд казахстанских дизайнеров. Но только на одной Kazakhstan Fashion Week этих самых дизайнеров в этот раз было представлено в три раза меньше, чем обычно. Все тут же заговорили о том, что казахстанская мода не выдержала конкуренции в кризис и сдулась.
Свое мнение по этому поводу у человека, которого называют гуру казахстанской фэшн-индустрии и стилистом номер один нашей страны. Официально же Алексей ЧЖЕН (на снимке) является основателем и арт-директором Kazakhstan Fashion Week.
- Мы не сдаем позиций, просто на рынке появилось очень много непрофессиональных и некачественных дизайнеров, и мы стали меньше приглашать их для участия в своей Неделе моды. Сейчас люди листают журналы, смотрят что-то в Интернете и уже мнят из себя дизайнеров. У них ужасное качество кроя, ужасное исполнение, и все это приводит к тому, что продукция становится дешевой, базарной, она не имеет никакого дизайнерского ДНК. И еще все это страшно демпингует цены.
- Но вы же сами в рамках своей Недели моды проводите конкурс молодых дизайнеров и призываете людей участвовать в нем, вот народ и творит...
- Да, мы сами это породили, но мы не ожидали того, что в стране будет так много дизайнеров. Поэтому на прошедшей 12-й Неделе моды мы поменяли формат - допустили до участия только самых достойных. Я всегда говорю, что дизайнер должен быть с образованием, должен уметь все делать сам - от эскиза до, скажем, вышивки детали, должен этим жить и этим зарабатывать. И вместо двадцати-тридцати дизайнеров мы в этом году показали только девять.
- Но наверняка это связано с конкуренцией, с тем, что появилось еще одно модное предприятие - Mercedes-Benz Fashion Week Almaty...
- Они нам не конкуренты. У нас своя целевая аудитория. Никого не хочу оскорбить, но мы за мыслящую, интеллектуальную молодежь. К нам приходят люди, которые конкретно любят моду и хотят потратить деньги, чтобы купить дизайнерскую вещь. А у них тусующая молодежь, которая может себе позволить покупать самые дешевые вещи от пятисот долларов и выше. Думаю, это только имидж.
- Если это не конкуренция, то почему тогда ваши и их показы проходят в одно и то же время?
- Так совпадает. У них такие графики, я думаю, они зависят от определенных спонсоров. Но мы в принципе не можем быть конкурентами, так как начинали свой бизнес с нуля и раскрутились, а они продвигают готовый бренд, франшизу. Мы разные.
- И о ценах: на Mercedes-Benz Fashion Week Almaty , по вашим словам, самая дешевая вещь стоит пятьсот долларов. Ну а у вас проходят показы Аиды КАУМЕНОВОЙ, платья которой стоят сто тысяч и выше…
- Если кто-то хочет быть, как стадо, в чем проблема - можно вообще на базар пойти и одеться. Дизайнерская вещь - это не массовое производство, где шьется миллион рубашек на потоке. Вы же знаете, что есть люди, которые годами копят на пиджак от Шанель или на какую-то культовую сумку. Так и здесь. И потом, дизайнер включает в цену свои расходы и свои нюансы. Все же знают, какое дорогое сырье, какая растаможка…
- Сейчас, в кризис, у наших раскрученных брендов и дизайнеров стало меньше покупателей?
- Да. Это вообще мировая практика. Людям в таких ситуациях не до одежды. Это и правильно. Люди в кризис должны делать домашнее задание - задумываться о своей душе, о своей морали, заниматься самообразованием. Они должны понять, что не все измеряется шмотками, машинами, дорогими украшениями. Нужно проводить анализ своей жизни. С другой стороны, это хорошее время для дизайнера - понять, нужен ли ты, конкурентоспособен ли? Кто действительно дизайнер - того купят. Пусть меньше, но купят. Это касается тех же Аиды Кауменовой, Salta, Касымовой, Шабунина, LaRiya. У них есть то, что люди хотят видеть и иметь всегда. И их покупают.
- А какая вообще она сегодня - наша казахстанская мода?
- Она есть, но ее бросает из стороны в сторону, и не всегда в лучшую. Потому что в стране нет нормальных институтов, обучающих специальностям этой индустрии - маркетингу, пиару, фото, журналистике, пишущей о моде. Государство должно тратиться на образование в области моды и развивать легкую промышленность. Предприятия, которые производят одежду в массовом масштабе, производят ужас что, это страшно грустно. В свое время мы предлагали государству свои услуги, бились над этим, создавали какие-то ассоциации, но все бесполезно. И мы решили: раз им не надо, то нам тем более. Теперь мы просто открываем имена. Но с этим тоже все печально - в моде нет новых звезд, а те, что есть, не прогрессируют. Вообще! В моде надо удивлять, а я не удивляюсь. Нет ничего нового.
- В последний год очень популярны стали дизайнеры, которые изображают на майках, на пусерах казахские орнаменты, виды наших городов, пишут казахские слова, и это идет на ура. Такие вещи покупают за большие деньги и наши, и зарубежные селебрити…
- Ну, это же не мода! Майку изобрели сто лет назад. Здесь нет никакой дизайнерской мысли, здесь лишь зарабатывание денег. Я, например, напишу на майках маты, напишу “Х”, “С”, “Ш” и уверен, что это будет тоже продаваться, но это не мода, а пиар бренда, дизайнера. Чтобы завтра обо мне, как о дизайнере, заговорили - вот для чего это делается. А мода - это когда ты видишь совершенно по-другому - новое сочетание цветов, ткани, новый крой. И кто носит майки - не значит, что это модные люди.
- А что будет модно в нынешнем сезоне?
- Терпеть не могу этот вопрос, потому что уже много лет тренд имеет больше коммерческую основу, а не эстетическую. Потому что все крупные компании, которые диктуют моду, делают то, что можно прежде всего продать. Я рекомендую: чтобы быть модным сейчас - развивайтесь, образовывайтесь! Понимаете, быть модным и надевать восемь новых коллекций в год - это надо иметь большие финансы. А чаще те, кто может себе это позволить, не имеют вкуса. Какая-то вещь может быть модной, но не модной на вас. У нас в Казахстане практически нет модных людей. У нас есть богато одетые в модную одежду. Это разные вещи.
- В общем, мода в Казахстане, исходя из ваших рассказов, умирать не собирается!..
- Никуда она не денется. Но она перейдет в другое качество. Надеюсь, в хорошее. Я не хочу, чтобы в моей профессии победили бездарности, которых масса. Я в последнее время не хожу ни на какие светские рауты - мне неинтересно. Все это мишура. Там я не получаю для себя ничего нового. А от того, что меня не сфотографируют и не выложат в Сеть или не напечатают в журнале, я не умру. Тем более что в хронике мы всегда видим одних и тех же людей: если Сидорова дружит с Ивановым, то он будет там постоянно, если она не любит Петрова, то он никогда не появится у нее в издании. Хотя Петров, может быть, намного талантливее, много больше приносит казахстанской моде. Это говорит лишь о том, что ваш портал или ваше издание непрофессионально, это бабский междусобойчик, а не продвижение казахстанской моды. Мне, например, многие персонажи не нравятся, но если я знаю, что они профи своего дела, то, работая с ними на каких-то проектах, я засовываю свое эго, извините, в заднее место, и мы работаем! То же самое в ситуации с людьми, у которых миллионы фалловеров в Инстаграме - для меня это не показатель. У меня вопрос: а что эти люди вообще умеют делать? Вы умеете фотографироваться и за это компании дарят вам вещи? Я не считаю, что это заслуга. И поймите меня - это не зависть. У меня все это есть, я все это проходил. Если захочу, то будет больше. Просто мне этого не надо. Я отношусь к этому с иронией - и мне грустно...
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото из личного архива Алексея ЧЖЕНА, Алматы