Линда НИГМАТУЛИНА: Я не меняю казахстанский паспорт!..
Знаменитая дочь знаменитых родителей, амбициозная красавица Линда Нигматулина вот уже 11 лет живет в Москве. И чувствует она себя там, без преувеличения, как рыба в воде. Но о родине Линда не собирается забывать и мечтает, набравшись опыта, вернуться в Казахстан. Это в будущем. А сейчас она приехала в Алматы всего на неделю и цель своего приезда держит в строгом секрете.
- Мы, киношники, наверное, самый суеверный народ после суеверов. (Смеется.) Мы никогда не открываем карты заранее, поэтому могу только сказать, что в результате моего приезда будет что-то очень интересное, казахстанско-российское.
- Вы сказали “мы, киношники”, значит, будет что-то, связанное с кино?
- Ой, проговорилась! Да, именно так. Пока я прилетела только на переговоры, но, даст бог, буду сниматься. И съемки будут проходить здесь, в Казахстане.
- Вы хотели, чтобы на интервью я пришла вместе с фотокорреспондентом, который сделает хорошие профессиональные снимки. Об этом мы договорились заранее, но сегодня фотокорреспондент неожиданно заболел. Честно сказать, я думала, что вы выскажете недовольство по этому поводу…
- Ну, если бы вы сказали, что он напился и валяется, не может встать - тогда другое дело. Я бы, конечно, возмутилась, но ведь это же касается здоровья. Пусть быстрее выздоравливает! Мы так воспитаны, у нас такая семья - мы сначала люди, а потом артисты.
- И потом на интервью вы приехали не как избалованная московская звезда, а даже раньше назначенного времени. Я была о вас совершенно другого мнения.
- А вот здесь не надо меня хвалить, это получилось случайно! (Смеется.) Обычно я опаздываю всегда и везде, и мне очень стыдно за это. Просто сегодня мы ехали очень издалека и поэтому выехали заранее. Кстати, вы, наверное, пятьсот первая, кто говорит, что был обо мне совершенно другого мнения. Я не знаю, кому это выгодно и кто распускает обо мне такие неприятные слухи, но есть такая тенденция - люди считают, что я какая-то очень жесткая, требовательная.
- А еще неуправляемая, строптивая и дерзкая...
- Конечно, если это касается работы, то я не такая уж пусечка. Я требовательна к окружающим так же, как и к себе. Вот была у меня одна ситуация на картине: подходит ко мне художник по гриму, начинает дергать за косу и говорит: “Ты че, не можешь запомнить, что она у тебя слева лежит?” Тут я, конечно, взорвалась: “Может, мне еще за вас зарплату получить? Это ваша работа, значит, вы за этим и следите!” Если я работаю на все сто процентов, то почему я должна терпеть, что кто-то позволяет себе работать на пятьдесят.
- С работой понятно. Но и про вашу личную жизнь рассказывают немало “интересного”…
- Я бы еще поняла, если бы эти люди, которые говорят, были знакомы со мной лично или с моей семьей… На одном из казахстанских каналов во время интервью одна журналистка мне прямо заявила: “Да мы знаем, как вы там в Москве с украинским олигархом проживаете!” Я просто сползла со стула: “Я, значит, про себя такое не знаю, а вы знаете! И потом - почему с украинским, а не с американским или с итальянским каким-нибудь красавчиком?”
- Еще одно время говорили о вашей нетрадиционной ориентации…
- Даже не знаю... Может, в Казахстане кто-то специально распускает обо мне нехорошие слухи, чтобы меня здесь не снимали.
- А вы непременно хотите у нас сниматься?
- Конечно. Я как дурочка в каждом посте пишу: “Ау, казахские режиссеры, казахстанцы, вы вообще помните, что я есть?” Может, это кажется со стороны унизительным, но я делаю это искренне, ведь я прежде всего казахстанская артистка. Я патриот. И это не пустой звук для меня. У меня все родственники здесь, мое становление как личности проходило здесь. И я уехала в Москву для того, чтобы чего-то набраться: может, имени, может, опыта, может, значимости социальной, чтобы потом приехать сюда и здесь уже строить хорошую, серьезную киноимперию. Я действительно этого хочу, и у меня должно получиться. Я даже паспорт казахстанский не меняла, хотя это жутко неудобно: надо выезжать за границу - заезжать, продлевать регистрацию, платить за это. А я еще с сыном. Кроме того, масса нюансов по оформлению рабочих договоров в России. Но я принципиально живу с казахстанским паспортом, потому что, когда я туда приехала, я сказала: “Я представляю казахстанский кинематограф!”
- Существует мнение, что людям неславянской внешности опасно жить в России...
- Я никогда с этим не сталкивалась. Меня это не коснулось, наверное, потому, что я убеждена - наш мир начинается с наших мыслей. Как ты относишься к жизни, так и она будет относиться к тебе. Как-то я расслабленно приняла эту ситуацию, и расслабленно в этом отношении Москва приняла меня. А еще, когда я приехала в Москву, мне все говорили: “Тут такой ритм жизни! У тебя только тогда получится, когда ты попадешь в эту струю!” А мне претит такой ритм жизни, и я построила свою жизнь так, как мне комфортно, как мне удобно, как мне спокойно.
- Это как?
- Я захотела - приняла предложение о работе, не захотела - не приняла. Я не хватаюсь за все подряд. Люди приезжают в Москву, видят кучу возможностей и хватают, хватают, хватают. А я как-то сразу поняла, что буду брать только то, что резонирует с моим сердцем.
- Но ведь прежде всего Москва - это огромный мегаполис и там реально надо на что-то жить…
- Я два последние года вообще не снимаюсь, я напропалую отказываюсь.
- Почему?
- Шесть лет назад я стала этичным веганом, который отрицает не только животную еду, но и натуральный мех, натуральную кожу, натуральный шелк, зоопарки, дельфинарии, цирк с животными. И если ты полностью посвящаешь себя этому направлению, сидишь на заседании Московской городской думы на экологической неделе и представляешь центр защиты животных, то ты уже не можешь сниматься в фильме в роли техника на звероферме. Те, кто меня любит и за мной идет по пути милосердия, просто меня не поймут. И я сама себя не пойму. Поэтому где-то два с половиной года назад произошел некий катарсис, и я поняла, что очень уж я ответственна перед зрителем. По этой причине я отказалась от огромного количества ролей. Это серьезный путь, и я буду идти по нему всю жизнь. Мне нужен этот путь милосердия.
- Это прекрасно. Но найдутся те, кто скажет: “С жиру бесится!”
- Наверное, только мои близкие знают, насколько тяжелыми были у меня эти два года в финансовом плане. Мы закрывали только какие-то обязательные вещи - аренда квартиры, еда, школа. Все. И больше ни на что не оставалось. Хорошо, что я веду мероприятия, я веду вегетарианские фестивали от Челябинска до Магнитогорска, я обожаю вести тои и ивенты в Казахстане. Кстати, в России, слава богу, я веду мероприятия перед первыми лицами государства, у меня есть грамота от правительства Москвы. Я с Московским домом национальностей работаю вплотную, у меня еще есть рекламная работа.
- По-моему, вы очень удачливый человек!
25 августа в Москве прошел ваш творческий вечер. Не каждый российский артист может позволить себе собрать зрителя на такое мероприятие.
- Московский дом национальностей предложил мне провести этот вечер. У меня еще есть медаль от Ассоциации кремлевской стратегии за укрепление казахстанско-российских культурных связей. Меня в Москве видят! Видят, что есть казахстанка, которая приехала и здесь работает.
- Но ведь говорят, что нашим в России пробиться просто невозможно…
- Неправда. К казахам там вообще особенное отношение. Я поняла это еще в самом начале моего пребывания в Москве, когда во мне легко было угадать недавнюю приезжую, ко мне подходил, например, в магазине полицейский и просил предъявить паспорт, и когда он видел наш синий документ, то сразу в ответ: “Спасибо. Извините.” Это знают все казахи, которые там живут. Я искренне это говорю.
- А мы искренне рады всем вашим успехам там… Вы снимались с топовым Евгением МИРОНОВЫМ в фильме “Вычислитель”, продюсером этого фильма был Федор БОНДАРЧУК. Вы работаете с самыми популярными актерами в Московском театре антрепризы. Как у вас это получается?
- Ой, а можно я поделюсь с читателями своей радостью? Впервые за три года я еду в Казахстан с театральными гастролями. Я всех приглашаю, ведь никто никогда в Казахстане не видел меня как театральную актрису, и мне очень важно ваше мнение.
26 октября мы будем в Караганде, а 27-го - в Алматы. Это серьезнейшая социальная драма Валентина КРАСНОГОРОВА “Жестокий урок”. Я хочу, чтобы после просмотра нашей постановки те, кто не звонил родителям двадцать лет, вышли и набрали номер мамы, а те, кто творит беззаконие, вышли и подумали, как с этим жить дальше. Режиссер у нас Михаил ГОРЕВОЙ, который у СПИЛБЕРГА снимается. Мне повезло в Москве несказанно. И вот вы говорите, что я удачливый человек, но я бы еще добавила, что я очень счастливый человек. И это не только работа. Прежде всего я родилась у тех родителей, живы и здоровы мои родственники, которых я люблю, у меня прекрасный сын. Я нарадоваться не могу. Такой ребенок - это подарок Бога.
- Чем он вас так радует?
- Альрами не сидит в компьютерных играх, он не дерзит, он как попало не разговаривает со взрослыми, все учителя его обожают, он занимается спортом, скутерингом. Он так круто катается, что ему уже из-за границы пишут фирмы: “Носи нашу одежду. Мы тебя берем на спонсорство”. А ему всего пятнадцать лет. Мне даже придраться не к чему. Не гордиться таким сыном просто невозможно.
- А замуж выходить еще раз собираетесь?
- Мужчины мне часто говорят: “Слишком уж у тебя планка высокая!” Только очень добрый человек мне может подойти. Мужчина, который может, скажем, пнуть на улице кота, - это вообще не про меня. Пока такого человека, которому я буду отдана и век верна, нет. Я искренне верю, что он будет, что будут у меня еще детки. А пока я не нашла своего человека, то считаю, что лучше не растрачиваться… Все у меня было и будет так, как надо. Вот, правда, всегда бывало так, что вот еще чуть-чуть - и можно упасть, а оно - раз, и выруливалось! И я даже знаю, кто ведет меня по жизни.
- Кто?
- Папа, конечно… В жизни были всякие ситуации, но, когда ты четко знаешь свой путь, когда за тобой стоит фамилия, которую посрамить права нет, тебе легче. У тебя появляется система координат, алгоритм движения, по которому ты живешь. И папа смотрит на меня сверху… Все же просто!
ИЗ ДОСЬЕ
- Впервые снялась в кино в 3 года в фильме “Зять из провинции”.
- Окончила актерский факультет Алматинского театрального института имени Жургенова.
- Известность пришла в 1999-2000 годах, когда была солисткой казахстанских музыкальных групп “Ниссо” и “ДНК”.
- Выступала в дуэте с Ани ЛОРАК на конкурсе “Новая волна”, участвовала в проекте Первого канала “Ледниковый период”.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Фурката ЯХЪЯЕВА, Алматы