Театр жалоб и предложений

Алматы включился в празднование Года Шекспира - в 2016-м весь мир отмечает 400-летие со дня смерти поэта и драматурга. Специально приглашенный из Великобритании режиссер, известный шекспировед Джеф ЧЕРЧ поставил с актерами Немецкого театра южной столицы одну из пьес великого классика.
Британский режиссер уже работал с актерами Немецкого театра Алматы, поставив овеянный зловещими театральными мифами “Макбет”. Причем, по словам Черча, если в прошлый приезд ему не хватало активности труппы, фейерверка идей, то за прошедшие годы молодые актеры сильно изменились. И на этот раз он уже не мог остановить их.
- В какой-то момент мне даже пришлось совершенно по-диктаторски сказать “стоп!” и прекратить весь этот поток актерских предложений, - смеется режиссер. - И еще мне нравится, что в слова Шекспира ваши актеры привносят некую эмоциональную наглость, то, что не позволяют себе их британские коллеги.
Спектакль максимально обставлен зловещими криминальными приметами: обведенный силуэт трупа на полу в холле, билетеры в спецодежде охранников, девушка-коп. Из интересных идей - отсутствие собственно Гамлета. Этот персонаж все время дробится на разных людей, произносящих его слова. Гамлетом становятся и зрители, и сами актеры (причем по нескольку сразу). По замыслу автора в итоге у каждого зрителя должно появиться ощущение страшного происшествия и того, что он сам немного Гамлет.
В декорациях - уже привычный для современного театра минимализм и легкая сумасшедшинка. Собственно, есть все составляющие для того, чтобы спектакль получился необычным, стал откровением и новым взглядом на хрестоматийный сюжет.
Но, увы, чуда не случилось. Да, история максимально осовременена, зритель вовлечен в действие. Но такое ощущение, что все эти придумки не раскрывают суть драмы, а уводят от нее, маскируют, заставляя наблюдать за чем-то второстепенным. Пропадает сам нерв. И сам текст Шекспира.
Публике было обещано весьма необычное зрелище с полным погружением, интерактивом и… в общем, на грани привычного театра. Но при всех новшествах “Я Гамлет” открытием для искушенной алматинской публики не стал. Тем более что Черч работал с уникальной актерской командой - она уже несколько десятилетий доказывает способность применять новации и нестандартные ходы.
А ведь достаточно вспомнить, какого невероятного “Ревизора” Гоголя выдал Немецкий театр под занавес прошлого сезона! Тоже избитая классика. Вывернутая наизнанку, заново прочитанная, но точная в каждой мысли и букве текста. Возможно, Алматы действительно переживает театральный бум, и можно признать, что отечественные режиссеры зачастую круче приглашенных...
И еще из хороших новостей. Немецкий театр Алматы обрел новую, вполне симпатичную сцену в Доме писателей Казахстана.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО