Задраить люки! Спектакль начинается
Это у классиков театр начинается с вешалки, а алматинский экспериментальный театр BUNKER начинается с жутковатого коридора, поскольку базируется он в одном из городских бомбоубежищ.
Вход в храм культуры спрятан в глубине старого дворика. Дверь, как в подводной лодке, блокируется старым крутящимся механизмом, вместо звонка зрителей зазывает сирена. Перед началом спектакля голос одного из актеров зловеще сообщает, что сотовые телефоны на время спектакля можно и не отключать, поскольку все равно сигнал сюда не доходит.
За этим ужастиком на самом деле почти восемь месяцев кропотливой работы. Когда команда добилась разрешения использовать бомбоубежище, то получила лишь голые стены. Канализацию и электросеть пришлось приводить в порядок. Также ребята существенно облагородили коридор, который заканчивается зрительным залом и камерной сценой. Стоит отдать им должное - получилось очень современно, поскольку жутковатый переход превратился в место для селфи - здесь есть расписанные стены и причудливые арт-объекты.
В самом зале бункеровцы все сделали предельно демократично: мягкие скамейки без спинок, подушки для тех, кому не хватило мест, и пара старых диванов, прикрытых плюшевыми ковриками. В дни аншлага их подтаскивают поближе к сцене, и получаются настоящие ВИП-места.
- Основа нашей команды - это бывший театр-студия Di-Well, - рассказывает лидер бункеровцев Ксения КУТЕЛЕВА. - А все участники проекта - это актеры-студийцы, то есть не имеющие официальных корочек об актерском образовании. Но я считаю, что это нисколько не умаляет их возможностей. Все наши ребята с детства болеют театром и актерское ремесло проходили на практике. Правда, наша труппа прошла серьезное испытание ремонтом и обустройством помещения. Сейчас у нас в составе пятнадцать человек. Мы уже показали на новой сцене четыре спектакля, на выходе пятый.
Кроме того, бункеровцы обещают очень активно использовать доставшееся им помещение и для других проектов, связанных с искусством. Здесь уже проходят кинопросмотры, запланированы фотовыставки и вернисажи современных художников. Площадка открыта для музыкантов и поэтов.
- Что касается театра, - продолжает Ксения, - мы поставили перед собой задачу делать то, чего еще нет в Алматы. Например, сейчас очень много говорят о документальном театре, а мы уже выпустили спектакль, в котором актеры рассказывают реальные истории алматинцев. Или “Королева красоты” Мартина МакДонаха - это тоже спектакль, который еще никогда не ставился в нашем городе.
“Королева красоты” - это история о людях, живущих в глубокой провинции Ирландии. Они ненавидят друг друга и сатанеют от этой нелюбви, но вынуждены влачить бедное существование под одной крышей. Спектакль поставил молодой режиссер Азамат АБДИЛЬДИНОВ.
- Да, все актеры этого театра - любители, - говорит Азамат. - Но я точно могу сказать, что эти ребята ничем не уступают профессиональным артистам, а зачастую превосходят их в желании заниматься своим любимым делом. У них есть задор, есть огромное желание репетировать даже после основной работы. И это здорово, что на карте Алматы появляется много вот таких небольших экспериментальных театров. Потому что их наличие говорит об интеллекте жителей города. Эти театры не появились бы, если бы не было желания видеть что-то интересное, отличное от того, что предлагают находящиеся в глубоком кризисе академические театры Алматы.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы