1002

“Евразия”: Канны для своих

Кинорежиссер Рашид НУГМАНОВ (на снимке), рассказывая о предстоящем международном кинофестивале “Евразия”, вспомнил про традицию древнегреческих скульпторов, весьма интересно проводивших конкурсы. Они представляли свои произведения, сообща выбирали лучшее, а остальное... разбивали. Рашид считает, что благодаря этому до нас дошли только шедевры.

- Может быть, и часть снятого казахстанского кино не мешает уничтожить?
- Я думаю, это могло бы пойти на пользу отечественному кинематографу, - смеется Рашид. - Но пока наша главная проблема - это предубежденность проката против отечественного и авторского кино. Вот почему мы и говорим, что “Евразия” - уникальный шанс для самого широкого круга зрителей увидеть то, что они больше нигде не смогут посмотреть. Конкурсные ленты - это кино, которое еще не было в широком прокате и вряд ли в нем появится.
- Нет ли у наших режиссеров традиции придержать кино и сначала заявить премьеру на отечественном фестивале, а потом уже запустить в прокат и повезти на другие фестивали?
- Нет, хотя это было бы очень логично. Но проблема наших режиссеров в том, что они все время ориентированы на премьеру где-то в других странах и предпочитают зарубежные фестивали. Хотя мне кажется, что самая главная премьера фильма должна проходить там, где он снят. Поэтому когда снимают фильм в расчете на зарубежные фестивали и конкурсы, он и не собирает зрителя на родине. Зритель чувствует - фильм ориентирован не на него.
- С другой стороны, и наша публика не готова выходить за жанровые рамки и смотреть тяжелые фильмы. Все хотят комедии, мелодрамы и блокбастеры...
- Отчасти и это правда. Но это проблема и законодательных норм, которые должны поддерживать отечественное кино. Это очень наболевший вопрос. В той же Франции не было бы такой развитой индустрии, если бы в 1946 году правительство не приняло законодательные меры по поддержанию отечественного кино. Что касается привлечения зрителей на фильмы наших режиссеров, это зависит от конкретных авторов. Они должны создавать свои фан-клубы, аудиторию, которая будет ждать их следующие работы.
- Если говорить о жанрах, у нас пока нет кино, объединяющего разных людей. Есть ленты, рассчитанные на русс­коязычную аудиторию и на казахскоязычную, на городскую и на сельскую. Это норма?
- Я тоже жду появления такого объединяющего кино. Наверное, потому, что я дитя Советского Союза, хотя и боролся всю жизнь с его удушающей системой. С другой стороны, это нормально, когда кино ориентировано на конкретные группы людей.
- Фестиваль “Евразия” пройдет уже в двенадцатый раз. Это большой срок, но он пока так и не стал кинематографическим брендом. Почему так происходит?
- Потому что фестиваль переходит из рук в руки, меняется город его проведения и даже локация в самом городе. Это неправильно. Очень мешает и то, что организаторы его выбираются с помощью тендера, а это значит, что буквально за несколько месяцев до начала фестиваля начинается, собственно, работа по приглашению гостей, по всем его программам. Если сейчас объявят тендер на проведение Каннского фестиваля, то он на этом и закончится. Должна быть команда, выстраивающая бренд, его стратегию.
- Вы принципиально отказались от гонораров для приглашенных звезд. Кто же пройдет по красной дорожке?
- Мы разослали приглашения полусотне звезд, но все они корректно извинились за то, что не смогут принять участия. Конечно, если бы мы могли заплатить за приезд, разговаривать было бы легче, но мы не можем тратить на звезд деньги налогоплательщиков. Вторая причина - фестиваль не стал брендом, поводом для поездки, пусть даже без гонорара. И третья причина как раз в проведении тендера на организацию фестиваля. Когда становятся известны результаты и мы можем приглашать гостей, их планы уже сверстаны, и артисты физически не могут к нам приехать. Фестиваль не может длиться семь дней, это процесс, который продолжается весь год. Зато в этом году по красной дорожке пройдут многие наши звезды, причем не только кинемато­графа, но и спорта. Мы пригласим моделей. Постараемся сделать фестиваль максимально зрелищным и интересным для каждого горожанина.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть