Тонкая работа

Он звонкий, как гонг, чистый, как небо после дождя, и дорогой, как золото. Именно так описывали в старину фарфор. У алматинцев есть уникальная возможность увидеть на выставке “Огнем рожденное искусство” в Центральном государственном музее редкие и просто красивые фарфоровые и керамические изделия разных эпох и народов.
С тех пор как китайцы сделали первые изделия из тонкой керамики, поразившие весь мир своей красотой и утонченностью, фарфор стал настоящим белым золотом. Долгое время мастера Поднебесной держали рецептуру в строжайшем секрете. В XIII-XIV столетиях производство фарфора в Китае достигло своего расцвета, и он начал широко распространяться по всему миру.
На экспозиции “Огнем рожденное искусство” впервые представлены керамические сокровища из фондов музея, которые в большинстве своем получены в дар из частных коллекций. Особый интерес вызывают тарелка из китайского фарфора XI века и фрагмент японской фаянсовой чаши (XII-XIII вв.), найденные при раскопках древнего Талхира (Талгара) близ Алматы, а также декоративные вазы больших и малых форм, изготовленные китайскими и японскими мастерами, различные статуэтки, столовые и чайные сервизы, блюда, тарелки и прочие предметы столовой посуды - продукция заводов и фабрик Германии, Англии, Франции, России и Казахстана.
На выставке можно не только полюбоваться на необычные изделия, но и узнать много интересного из истории фарфора разных стран. В каждом государстве есть свои мастера и свои секреты.
Казахская керамика тоже внесла свою лепту в мировую историю.
Первые гончары появились на территории Казахстана еще в эпоху неолита. Древние ремесленники украшали свои изделия изображениями птиц и зверей.
На выставке можно увидеть не только старинные изделия, но и современные. К примеру, чайный сервиз Капшагайского фарфорового завода или изящные кукольные фигурки.
- У нас такая фарфоровая балерина была у бабушки, - восклицает одна из посетительниц выставки Елена КОМАРОВА. - Я любила с ней играть. Однажды уронила, и у нее откололась голова. Вы не представляете, как бабушка расстроилась. Удивительно, но факт, что когда-то столь привычные нам фарфоровые сервизы и статуэтки ценились едва ли не дороже золота, а придворные дамы носили изделия из этого материала в качестве украшений. Я читала, что на открытии одного из лондонских бутиков четыре кофейные чашки смогли выдержать вес многотонного автомобиля, а самое большое изделие из фарфора - ваза высотой 2,5 метра, которую сделали венгерские мастера по заказу одного султана.
На выставке представлено более трехсот фарфоровых экспонатов, и за каждым стоит своя история. И даже спустя сотни лет можно представить, кто из этих чашек пил чай или какие покои украшали эти вазы.
Сегодня фарфор уже не тот, что выпускали сотню лет назад, но тоже очень ценится хозяйками и коллекционерами. Выбирая фарфоровую посуду, обратите внимание на цвет. Плохой фарфор имеет не чисто-белый, а грязновато-серый оттенок. Кроме того, может быть искажена геометрия изделия: согласитесь, если тарелка похожа на пропеллер, это нехорошо. И не забудьте посмотреть на марку завода-изготовителя - она является фирменным знаком товара.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото автора, Алматы

Надежда ПЛЯСКИНА


























