1405

Андрей НОДА: Не надо меня лечить!

В Алматы стали популярны так называемые финисажи - когда художник собирает друзей и зрителей не на открытие, а в день завершения выставки. 

Вот на такую финальную встречу в арт-центр Казаряна пригласил гостей в минувший четверг Андрей НОДА, один из самых сказочных персонажей художественного мира Алматы.
Он еще 16 лет назад сбежал из города и теперь живет в одном из ущелий под рокот своенравной речки. Он любит напускать на себя суровый вид, строго смотрит исподлобья и отстаивает свою независимость. Вот только персонажи выдают Андрея с головой: наивные, добрые, светлые даже в своей печали, мечтательные и жаждущие понимания. В основном женщины. Иногда домики. Искусствоведы никогда не смогут поделить их на розовые, голубые или еще какие-то периоды, поскольку яркость цветов у автора - категория неизменная. Как и пристрастие к условности, наполненной безусловной любовью.
Выставка называется “54+”. Это и возрастной ценз для зрителей, и собственный возраст, и количество представленных вниманию картин. Ну еще и шутка. Нельзя же все время своим творчеством поднимать серьезные вопросы и спорить с искусствоведами!
- Что меня вдохновляет? - хмурит брови Андрей. - Хорошая еда вдохновляет! “Художник должен быть голодным”. Что за глупое высказывание? Это все придумали советские искусствоведы, чтобы держать авторов в узде. Еще вдохновляют хорошие фильмы, литература, необычные вкусы и запахи, любовь к женщине.
- Женщины у вас... в общем, сразу видно: на натурщицах вы экономите. Куда пошлете зрителя, который спросит: “А можете нарисовать, чтобы похоже было?”
- Не пошлю, но деликатно увернусь от продолжения разговора. Во время учебы я много работал с живой натурой, хватило на всю жизнь. Надо сидеть и сочинять, формы образовывать и цвета подбирать. Это очень интересное занятие.
- Почему ваши герои такие добрые и наивные? Неужели никогда в картины не прорываются боль, гнев, ненависть?
- На ненависть жалко краски тратить. Это не специальный, придуманный мною мир - просто я работаю с любовью. Однажды на выставке в Нью-Йорке журналистка меня спросила о чувстве, с которым я работаю, и очень удивилась, услышав ответ. Предыдущий автор сказал ей, что работает с ненавистью.
- С героями не разговариваете?
- Нет. Если бы разговаривал - надо было бы вызывать санитаров и лечить меня. Потому что это типичная картина сумасшествия. Я думаю, что если художник признается в разговорах со своими героями, значит, или врет, или хочет привлечь к себе внимание. Все эти акции с напусканием тумана, бегание с голым задом... Мне никто не указ, я всегда буду делать то, что мне нравится.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть