Инкогнито. Уроды
“Ревизор” Немецкого театра Алматы - еще одна из премьер, выпущенных под занавес сезона и сделавших его отличным. От других.
Набившее оскомину произведение Гоголя, пожалуй, абсолютный чемпион по присутствию на сценах театров южной столицы в последние годы. Но то, что сделали актеры под руководством Наташи ДУБС (на снимке)... Это не новое прочтение и не модернизация, поскольку все характеры и персонажи абсолютно достоверны. Слишком достоверны. И слова все из первоисточника, но царапают и проникают в самую суть.
Это еще один спектакль с талантливыми минималистическими декорациями, за что отдельное спасибо Елене и Виктору ВОРОБЬЕВЫМ: коридор власти с раскачивающимися лампами, книга-дело, из которой выползают как тараканы все персонажи, подмеченные столичным шелкопером. Сумасшедшие костюмы и потрясающая способность прочитать знакомый текст и не вывернуть его наизнанку.
Во главе угла не пылкое воззвание к проблеме коррупции, которая, как и любовь, абсолютна и постоянна. И какой смысл бороться с ней? Тонкой, но прочной нитью происходящее на сцене связывается, сшивается с богом. И городничий апеллирует к нему, констатирует, что нет человека без греха. А чего стоят финальные слова Бобчинского, исчезающего со сцены и уносящего с собой фразу: “Извините, если обеспокоили своим присутствием”.
Все персонажи похожи на уродцев из кунсткамеры и словно с удовольствием демонстрирует это. Один только Хлестаков глянцево хорош собой, но нахален, глуп и похотлив до рвотного спазма.
- Конечно, они уроды, ведь страх уродует человека до неузнаваемости, - говорит Наташа Дубс, - а все персонажи “Ревизора” живут в постоянном ужасе. Когда совесть не чиста, обязательно случится происшествие, которое обнаружит все тайное. Они это понимают, но надеются, что каким-то образом в итоге все обойдется. Меня зацепил не сюжет, а вот этот страх, искажающий суть человека. При том, что каждый персонаж уверен: работает он для блага общества - просто иначе невозможно ничего сделать. Каждый старается в меру сил и постоянно боится быть пойманным за руку. А если ты постоянно загоняешь сам себя в угол, если живешь в ужасе, это неизбежно отразится на тебе физически. Не зря же говорят, что после определенного возраста мы имеем такое лицо, которое заслужили.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и из соцсетей, Алматы