Не хрестоматийные страсти
Режиссер Виктор НЕМЧЕНКО на сцене крохотного подвального театра “Дом Q” поставил спектакль “Причины жить”, на который еще долго будет невозможно купить билеты.
Этот театральный сезон в Алматы вообще запомнится как самый непредсказуемый: появление новых коллективов, шоковые эксперименты, настоящие прорывы, невероятные удачи и возвращение тех, кого мы уже не чаяли увидеть. Виктор Немченко, закрепив за собой звание одного из самых талантливых алматинских режиссеров, больше десяти лет назад ушел в бизнес. Елена НАБОКОВА и Елена ТАЙМАТОВА, расставшись с экспериментальной труппой “АРТиШОКа”, два года занимались собственной театральной мастерской и обустраивали сцену в арендованном подвале. Сейчас здесь всего 36 зрительских мест. Плюс человек пять сидят на дополнительных подушечках в проходе между сценой и первым рядом. Только надо хорошо подгибать ноги, чтобы не мешать артистам играть на крохотной сцене, представляющей собой самую обычную кухню. Вполне современную - с рабочими кранами, холодильником и духовкой, даже с плоским экраном на стене. Правда, на нем транслируются не сериалы для домохозяек, а спектакль. Рассказывая свои истории, героини обращаются не к залу, а друг к другу и к гаджету, который подключен к экрану. О чем спектакль? Вот тут его создатели начинают путаться в “показаниях”...
Формально на кухне встречаются четыре женщины: Марина ЦВЕТАЕВА (Елена ВОВНОВА), Лиля БРИК (Елена Тайматова), Зинаида РАЙХ (Наталья ДУБС) и знаменитая подруга Сальвадора Дали Гала (Елена Набокова). В такой теплой компании они готовят ужин. На наших глазах потрошат курицу, засовывают ее в духовку. И, как это водится у женщин, постоянно говорят. Вроде бы друг с другом, но на самом деле выдавая извечный женский внутренний монолог о бывших возлюбленных: как встретились, как расстались, чем пожертвовали. Монолог честный, жесткий и даже кровожадный. Это не хрестоматийные страсти великих женщин, это факты, которые понравились бы нынешним желтым изданиям. Неприглядные и интимные одновременно. Актрисы безжалостны к своим героиням. И зачастую транслируют это через экран, обращаясь напрямую к себе и говоря самые жесткие вещи. А еще они с радостью хоронят неблагодарных бывших (в роли холодного тела - курица), читают свои стихи о любви и отрекаются от детей. При этом умудряются вывернуть наизнанку не только себя, но и сидящих в зале.
- Да, меня двенадцать лет не было в театре, - говорит Виктор Немченко. - Даже не было какой-то внутренней потребности. А потом пришли девочки и просто сказали, кто кем будет в задуманном спектакле, и я был рад оказаться в этом сумасшедшем доме. Работа была проделана огромная, поскольку актрисы сами искали информацию, копались в биографиях и сами писали свои тексты. Нам интересно было исследовать природу отношения этих женщин к жизни и смерти. Все четыре всегда были в центре внимания публики, и у каждой был очень крепкий внутренний стержень. Признаюсь, мы очень раскованно, по-хамски обращаемся с судьбами героинь - вытащено все самое неприглядное в их биографиях. Но это было увлекательно. Вообще, мне было интересно сделать женский спектакль, часто возникало ощущение, что это недоступный мне космос.
- У женской силы всегда есть оборотная сторона, - говорит Елена Набокова. - Да, они все реализовавшие себя, любимые, многого добившиеся, но не слишком счастливые.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы