Не в деньгах счастье
Еркеш ШАКЕЕВ (на снимке), автор самых известных эстрадных хитов, год назад отказался писать песни на заказ. Музыкант и поэт говорит, что принять такое решение было непросто, поскольку заказчики продолжали звонить и предлагать деньги. И действительно, неужели трудно потратить пару вечеров и одной мелодией обеспечить семью на какое-то время?
- Я прекрасно понимал, что эти несколько вечеров отнимут у меня не просто время, а нечто гораздо более важное, - говорит Еркеш. - По-настоящему творческий человек работает как антенна: настраивается и получает информацию откуда-то сверху. Я для себя закрыл канал попсовой и коммерческой музыки и просто перестал реагировать на подобные предложения. У каждого человека наступает момент, когда он понимает, что должен заняться наконец главным делом своей жизни.
- В каком жанре вы сейчас пишете? И будет ли когда-то эта музыка такой же прибыльной, как все эстрадные хиты, сделавшие вам имя?
- Я работаю в жанре неоклассики, пишу для симфонического оркестра с солистами. А хиты никогда меня не кормили. Я ведь обычный сельский парень и прекрасно помню, что когда с моими первыми хитами группа “А`Студио” гремела в Москве, исполняя “Солдата любви”, я помогал родителям в селе и не понимал, почему у нас такая разная жизнь: они гарцуют по сцене, а я вроде как ни при чем. Хиты зачастую пишутся для близких тебе по духу людей, а такие, если называешь цену, еще и обижаются. В этом отношении только покойный Батыр был исключением.
- А семью как же вы содержите?
- Мы с Жанной уж точно не из числа золотой молодежи - в молодости спали в комнате с протекающей крышей, так что приходилось расставлять в дождь ведра. А самой большой мечтой была покупка видеодвойки. Но как бы нам ни было тяжело, мы никогда не думали о том, что кусок, достающийся нам, мог бы быть и пожирнее, мы всегда были благодарны за то, что уже имеем. И всегда спокойно переживали самые сложные времена. Главной статьей расходов долгое время было обучение детей. Сейчас они подросли, становятся самостоятельными. А я понимаю, что если сейчас отложу свое главное дело, то могу просто не успеть... Сейчас мне очень хорошо помогают друзья. Я не живу роскошно, но могу заниматься любимым делом и понемногу реализовывать задуманное. Что касается денег, с одной стороны, я никогда не держался за них, с другой - мне всегда хватало на жизнь. Но с деньгами у меня особые отношения. Интересно - перед девальвацией мне приснился странный сон с Батыром. Он пел классную песню, а когда музыканты ушли со сцены, я увидел плакат, смысл которого не понял: “Все это фигня ребята, будет еще хуже”. А через два дня произошла девальвация.
- А что значат особые отношения с деньгами?
- Очень взвешенные. Например, мои друзья пару раз предлагали мне возглавить выгодный, хорошо поставленный бизнес. Но каждый раз я отказывался, потому что понимал: придут стабильность и сытость, но уйдет из моей жизни что-то главное. Мы с Жанной действительно никогда не держались за деньги. Например, был случай, когда дома оставалось всего 500 долларов, а дочка увидела по телевизору сюжет о девочке, нуждающейся в срочном лечении. Мы половину суммы отвезли этой семье, чтобы оплатить билет на самолет. Как-то знакомый музыкант пожаловался, что ему негде жить, что нужно строить хотя бы саманный домик. Мы с Жанной тоже отдали то, что у нас было отложено, а через день я получил заказ ровно на такую же сумму. Деньги - это очень сложная энергия, и важно не попасть ей в подчинение.
- И какие у вас планы?
- Мы записали альбом с Маратом БИСЕНГАЛИЕВЫМ - это двенадцать треков. В марте - еще один с пианистом Джоном ЛЕНЕХАНОМ. Наконец, я нашел человека на Западе, который не просто будет продвигать мою музыку, он еще искренне любит ее. Сейчас у меня готово около 70 партитур разных композиций. Их я буду издавать в виде нот и аудиозаписей. И я уверен, что все это переживет мои же шлягеры. Эстрада - это вообще дело молодых, тех, кто рвется к славе, кому хочется адреналина. Мне же сейчас очень важно ощущение, что я наконец-то делаю то, что мне предназначено. Ведь мы приходим сюда не для того, чтобы заработать деньги, а чтобы что-то создать, увеличить количество света в мире. Но сейчас очень мало людей, дающих свет, все стараются его отобрать.
- Кто из современной эстрады вам нравится?
- Я уже давно почти не слушаю чужую музыку, поскольку у меня пару раз бывали случаи неумышленного плагиата. Вообще, я живу только своей жизнью, и мне нравится находиться в тени. Что касается эстрады, мы в основном знаем исполнителей не по их творчеству, а по рекомендациям общества. То есть люди составили о себе какое-то мнение и мы его приняли. К тому же 99 процентов того, что мы называем искусством, - это просто рвота мозга. Нечто искусственное, сконструированное и поддержанное затем общественным мнением. У меня есть четкая градация - наблюдая что-то настоящее, мы не анализируем, а просто кайфуем. Как только начинается анализ, покупка-продажа, оценка, значит, мы столкнулись не с настоящим искусством.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из личного архива Еркеша ШАКЕЕВА, Алматы