2214

Браво, Барзу!

Новая труппа театра “Жас-Сахна” во главе с главным режиссером Барзу АБДУРАЗАКОВЫМ представила в Алматы премьеру “Счастливые нищие” по пьесе итальянского писателя и драматурга Карло ГОЦЦИ.

Если полистать рецензии на эту старую сказку, столь любимую во всем мире, то чаще всего можно встретить фразу: “Как современно!”. Ну а для зрителя это откровенность на грани шока. Режиссер уверен, что его главная задача не только продемонстрировать интеллектуальную вязь, свойственную его профессии, но и высказаться. Желание не совсем характерное для восточного человека, но реализованное так, что социальные сети могут нервно курить в сторонке.
Гротеск с затасканным набором масок и хрестоматийным сюжетом о том, как правитель переодевается нищим и отправляется в народ, дабы узнать всю правду о жизни. Простая смешная сказка с бородой, без всяческих катарсисов превращается в зеркало, точнее, в историю с ярко выраженным восточным акцентом и дополнениями, которые, вероятно, высоко оценил бы сам автор. Без единого намека на пафос - да и откуда он может взяться у незамысловатого уличного представления, где может проскочить фраза: “За такие деньги тебе муха ж...пу не покажет!”, где душка-визирь Музафер, он же Мурзик, обтяпывает подлый план, совершая одновременно намаз, где он может, обратившись к залу, сравнить свой народ с баранами, не способными на сопротивление... И все это помножено на сумасшедший темперамент и харизму актеров новой труппы, в которой нет лидеров, солистов, а есть блистательный ансамбль.
За те полтора часа, что идет спектакль, у зрителей нет ни одной минуты, чтобы расслабиться и проверить чат на мобильнике (в академическом театре экраны смартфонов мерцают в зале постоянно).
Режиссер, смеясь, говорит, что пьеса-то наша, восточная. Что все сюжеты Гоцци взял из книги восточных сказок “1000 и один день” (есть и такая), привезенной путешественниками во Францию, потом попавшей в Венецию.
Правда, среди алматинских театральных критиков уже раздались голоса, сравнивающие этот спектакль со знаменитым прочтением “Счастливых нищих” ташкентским театром “Ильхом”. Но стоит ли делать это? Ведь в южной столице появился спектакль, не похожий ни на один из существующих здесь, яркий и раздражающий, еще один театр - независимый и не делающий политкорректных реверансов, еще один талантливый режиссер, приехавший к нам, будем надеяться, надолго.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть