Взгляд через забор
Немецкий фотограф, политолог и социолог Дитер ЗАЙТ (на снимке) несколько лет приезжал в Казахстан, чтобы фотографировать... заборы. Недавно он привез в Алматы экспозицию необычных работ с одним общим названием “Виртуальные ландшафты”.
Отечественные заборы очень поразили Дитера: он признается, что ни в одной стране мира больше не видел такого. Да, прохожие видят на них рекламу или картинку будущего здания. Но только в Казахстане ограждения завешивают фотографиями с видами гор, цветущих садов и других типичных для страны природных ландшафтов. На их фоне дворники в оранжевых жилетах собирают мусор, буднично снует народ, и все это выглядит невероятно сюрреалистично. Особенно если на снимке запечатлен зеленый лес, а в реальности идет снег.
По словам Дитера, простые казахстанцы часто мешали ему в работе. Завидев иностранца, фотографирующего такие странные ландшафты, прохожие пытались открыть ему глаза - мол, не надо снимать заборы, лучше обратите внимание на нашу чудесную природу, улыбчивые лица людей, новые красивые здания. Но гость хитрил, ссылался на языковой барьер или, если собеседник говорил на английском или немецком языке, ввязывался в дискуссию и пытался доказать свою точку зрения.
- Для меня в этом есть странная история, - рассуждает Дитер. - Природа вернулась назад в город. Точнее, не сама природа, а ее изображение. Мне кажется, что это связано с душой казахского народа. Люди привыкли жить среди природы и в городе хотят видеть привычный пейзаж хотя бы на фотографиях. Возможно, есть желание закрыть красивой картинкой неприглядную действительность.
Дитер не просто делал снимки, он пытался найти такой ракурс, чтобы живая и картинная природа пересекались под одним углом, создавая единое целое и путая зрителя. Так, чтобы он не сразу мог понять, где настоящая природа, а где фото, прикрепленное на ограждение стройки. Вот это перетекание нереальности в реальность и завораживает.
- Главный вопрос для меня - где же действительность? Это не просто вопрос к каждой картинке - он адресован обществу. Мы давно уже запутались в реальных и виртуальных мирах, в своей манере восприятия окружающей действительности.
Естественно, Дитер не первый автор, обратившийся к теме заборов. Немало в этом направлении сделали отечественные художники Елена и Виктор ВОРОБЬЕВЫ, и до этого целый ряд молодых авторов возвращались к этой теме. Но гостю, без сомнения, удалось сказать новое слово своей трактовкой заборного искусства.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы