Правдивая сказка

Дух странствий, романтики и магии творчества привезла в Алматы в своем волшебном “Саквояже” известная чета петербургских художников - Петр ФРОЛОВ и Наталья ТУР (на снимке). Их персональная выставка в Музее искусств имени А. Кастеева вызвала небывалый ажиотаж. 
С творчеством этих авторов алматинцы знакомы давно, их работы не раз выставляли у нас на различных творческих ярмарках, но сами художники впервые приехали в южную столицу.
Двадцать лет назад, окончив учебу в Санкт-Петербурге, Петр и Наталья отправились в творческое путешествие по миру. За эти годы они успели поработать во Франции, Японии, Голландии, Португалии, США, Италии, Англии, Гонконге, на Кубе…
В Алматы творческий дуэт привез 250 картин, которые поражают воображение. Кроме того, Петр представил свой проект “Азбука” и предложил зрителям принять активное участие в нем. Уникальность задумки в том, что каждая работа посвящена отдельной букве русского алфавита. За 110 лет после выхода первой знаменитой развернутой “Азбуки” Александра БЕНУА никто не решался на такой шаг.
- Осталось сделать две буквы - “Э” и “Ф”, - говорит Петр. - Каждый лист “Азбуки” я привязываю к определенному месту, причем вовсе не по алфавиту, а исключительно интуитивно. Например, “Ч” рисовал на барже в квартале Амстердама Иордан, “О”, “Г” и “Л” - в уральском, не тронутом временем маленьком купеческом городке Чердынь, а “А” - на Елисейских Полях. Я стараюсь, чтобы как можно больше историй, предметов, действий отражалось в каждой картине. Разглядывая их, у каждого посетителя будет возможность проверить свою внимательность и эрудированность.
- Как это было с буквой “С”, - подхватывает разговор Наталья. - На картине среди прочего есть стул. Но Петр, когда писал эту работу, не подумал, что у стула есть сиденье и спинка - тоже на “С”. А зрители все подметили.
На экспозиции глаза разбегаются от ярких красок, сказочных историй на картинах Петра и солнечного света, льющегося с полотен Натальи.
Про Фролова говорят, что он волшебник, умеющий превращать ноты в людей и оживлять вещи. В его полотнах настолько много деталей, что можно часами их разглядывать. Чего только стоит картина “И я там был”, написанная по мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина. В размере 1,5х1,9 метра он сумел разместить сказочное государство, в котором живут Царевна Лебедь, ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой, Гвидон, царь Салтан и другие персонажи.
На вопрос, как рождаются сюжеты, Петр ответил, что сначала картину записывает просто от руки в блокноте или шлет сам себе SMS.
- Потом рисую векторы движения будущей картины, стрелки, задающие динамику, - говорит он. - Затем выбираю натуру, где происходит эта история, и персонажей. Несмотря на всю кажущуюся сказочность моих работ, я не пишу спонтанно. Все прорабатывается до мелочей.
На открытии можно было не только насладиться творчеством гостей из Санкт-Петербурга, но и попробовать их съедобные натюрморты с фирменной фроловской настойкой.
- Мы стараемся всегда придумывать неординарные вернисажи, - говорит Наталья. - На одной из выставок устроили вернисаж “С” и готовили угощения, глядя на лист из серии “Азбука”. Угощали гостей сосисками, салом, спагетти, самогоном, сушками и так далее.
- Во главе стола (сеновала) среди салатных листьев возлежала огромная свиная голова с сережкой в ухе и сигарой в зубах, - продолжает Петр. - Глаза у нее были из маслин, а белки глаз - из тыквенных семян. Голова была такой большой, что, даже простояв четыре часа в духовке, не пропеклась. Мы предупредили гостей, чтобы они ее не ели, потому что она не съедобна. Но, несмотря ни на какие уговоры, голову обглодали, а потом кто-то упер остов домой.
Смешных историй и мистических моментов в жизни художников не счесть.
- У Петра есть работа “Тосканские ведьмы. Весна”, - рассказывает Наташа. - Он ее написал в Италии. Потом мы переехали во Флоренцию и как-то сидим в кафе, и мимо нас проезжают две девушки на велосипедах: одна с огромной рыжей шевелюрой на маленьком велике, а другая на большом. Мы смотрим на них и не верим своим глазам - дамы как-будто сошли с картины.
После просмотра работ Петра, когда ты будто попадаешь в Зазеркалье, где все наоборот и, перепутавшись, детали кружатся в диком хороводе, зрители окунаются совсем в другое измерение, где правит добрый, ласковый, нежный и милый женский мир. Работы Натальи увлекают зрителя особым настроением. Персонажи ее картин - мечтатели и путешественники, и кажется, стоит вам отвернуться, они сойдут с полотен и отправятся в незабываемое путешествие, как это делает их автор.
Выставка будет работать до 13 марта.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Надежда ПЛЯСКИНА



































