Куклы оживают в полночь

Спектакли любительского кукольного театра “Улыбка” пользуются большой популярностью у алматинцев, причем как у малышей, так и у взрослых. Секрет успеха в неординарном подходе к постановкам и куклам, которые создает Сергей СОН. Прикованный к инвалидной коляске, он нашел себя в творчестве. На днях театр порадовал зрителей новой постановкой, посвященной Году огненной обезьяны.
На импровизированной сцене куклы разговаривали и двигались как живые, перенося зрителей в атмосферу сказки и веселья. Уже после первых номеров публика, словно по волшебству, начала улыбаться, и улыбка не сходила с лиц людей до последней сцены.
Театр “Улыбка” существует 30 лет. За это время было показано сотни постановок как для детей, так и для взрослых. Знают о творчестве Сергея и его единомышленников и за рубежом. Дважды театр ездил на кукольный фестиваль в Корею, где публика очень высоко оценила его спектакли.
- Мне с детства нравилось рисовать, лепить, - рассказывает Сергей. - Мечтал стать художником, даже поступал на художественно-графический факультет, но не прошел по конкурсу. Ребята со двора подали документы в политехнический институт, и я за компанию пошел с ними. После окончания работал буровиком-гидрогеологом. И если бы не трагедия (Сергей попал под многотонную буровую машину и чудом остался в живых. - Н. П.), то даже не знаю, чем бы я сейчас занимался. Оказавшись в инвалидной коляске, начал делать кукол. Сначала для племянников, а потом для друзей и знакомых. Постепенно их накопилось столько, что пришла идея создать кукольный театр.
В коллекции театра самые разные куклы: мимические, марионетки, тростевые, пальчиковые. Многие с довольно сложными механизмами: хлопают глазами, открывают рот, вертят головой и даже плачут.
- Кукла сама выбирает себе внешность и даже характер, - продолжает разговор мастер. - К примеру, у меня несколько волков, и ни один не похож на другого. Меня часто спрашивают, оживают ли мои куклы по ночам. Я такого не замечал, но несколько мистических случаев было.
В корейской сказке “Волшебный источник” есть персонаж - старый дед. Он мне особенно удался, я в него, как говорится, душу вложил. И однажды во время спектакля почувствовал, что он как будто ожил и не я его двигаю, а он мою руку. Это было фантастическое ощущение. Как-то у меня ночевали племянники в той комнате, где куклы живут. На утро мальчишки рассказали мне, что слышали, как они разговаривают. Я спросил у них: “Что же они вам сказали?” - “Они говорят, что хотят на сцену, давно не выступали, что ты про них забыл. Очень переживают”.
У Сергея много друзей и единомышленников, которые всегда готовы прийти на помощь. Некоторые даже оставили свою работу и пришли в театр.
- Я 22 года отработала бухгалтером, а потом увлеклась куклами, - рассказывает Надежда ШАЙФЕЛЬ. - В основном выступаю с марионетками. Это очень точная кукла, работать с которой непросто. Чтобы она ожила, техника должна быть доведена до автоматизма.
Выступление театра “Улыбка” не оставило никого равнодушным. Многие изъявили желание еще раз попасть на постановки этого творческого коллектива.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Надежда ПЛЯСКИНА










