Рождество - в ярких красках Палеха
Софийский собор Алматы встретит Рождество в обновленном виде. Это первый алматинский храм, в котором фрески представляют собой единую композицию.
В наступившем году запланирована новая роспись Вознесенского кафедрального собора.
Все эти работы осуществляет артель приглашенных мастеров из Палеха. Кстати, Вознесенский собор планировалось украсить новыми фресками еще в 2015 году, тем более что храм отмечал знаменательную дату - двадцать лет назад Нурсултан НАЗАРБАЕВ передал его в вечное пользование православной церкви. Но пока только разрабатываются эскизы внутреннего убранства. Кроме того, это памятник архитектуры, и неизбежна процедура согласования всех изменений.
- В Вознесенском соборе сейчас сочетаются работы двух этапов росписи, и они оставляют желать лучшего, - рассказывает протоиерей Евгений ИВАНОВ, пресс-секретарь Астанайско-Алматинской епархии. - Первая роспись после возвращения храма была сделана оформителями. Это не умаляет таланта художников, но сейчас есть возможность создать фрески в традиции иконографии, сделать внутреннее убранство единым по стилю и использовать соответствующие технологии. То есть работать с лаками и красками, которые не только долго прослужат, но и переживут многократную отмывку. В храмах коптят свечи, с улицы попадает пыль, и периодически фрески приходится просто мыть. Кроме того, в иконописи очень много нюансов, секреты ремесла зачастую передаются от отца к сыну.
Сейчас епархия активно сотрудничает с артелью палехских художников под руководством члена Союза художников России Владимира КУРИЛОВА. Мастера уже расписали несколько храмов в Казахстане, в том числе Успенский кафедральный собор в Астане, где площадь фресок составила 6000 кв. метров. Российские мастера имеют четкую специализацию: кто-то занимается подготовкой стен, подбирает состав штукатурки, устойчивой к слабым землетрясениям, перепаду температур и влажности. Кто-то делает фон и пейзажи. Есть и так называемые личники, то есть художники, выписывающие лица.
Работа в Софийском храме была начата прошлой весной, и основные работы завершили к Дню города, рядом с которым выпадает и праздник покровительниц Семиречья - Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, которой посвящен храм. Но до Нового года роспись еще шлифовалась, поскольку лишь после завершения работ можно увидеть места, требующие доводки или даже переделки.
Что касается Вознесенского собора, то внутри храма очень мало ровных поверхностей - церковь выстроена в причудливом стиле русский модерн, поэтому авторам фресок придется решать настоящую головоломку. Планируется украсить внутреннее убранство деревянной резьбой и визуально сделать храм узнаваемым и близким для всех жителей Семиречья. Для этого будет активно использоваться орнамент, в котором пересекутся стилизованные тюркские завитки, имитирующие бараньи рога, и виноградная лоза. Той же цели достигнет цветовое решение: сочетание песочных и желтых тонов.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы