Он мечтал быть понятым...

В Москве презентовали книгу известного художника-авангардиста Сергея КАЛМЫКОВА (на снимке) “Необычайные абзацы”, который более 30 лет жил и творил в Алматы.
Малоизвестный и непризнанный при жизни, Калмыков в настоящее время считается одним из лучших представителей русского авангардного искусства, автором более полутора тысяч картин, рисунков, иллюстраций, театральных декораций и литературных текстов. Его учителем был знаменитый художник Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН, автор картины “Купание красного коня”. А прототипом изображенного на холсте юноши являлся сам Сергей Калмыков. Впрочем, кроме произведений искусства он оставил после себя и богатое литературное наследие.
- “Необычайные абзацы” - уникальные рукописные фолианты, созданные художником в 1920-е годы и бережно сохраненные в фондах Центрального государственного архива Казахстана, - говорит президент фонда “Евразия” и директор Оренбургского книжного издательства им. Г. П. Донковцева Игорь ХРАМОВ. - В течение нескольких лет Калмыков сам составил, переписал набело и переплел в специальные альбомы эти тексты, не рассчитывая на публикацию, но надеясь быть понятым и оцененным. Каждый лист автор рисовал от руки тонко заточенным карандашом специально изобретенным штрихом, поэтому книга является произведением искусства сама по себе и причудливо объединяет в себе черты авангардистского манифеста, мемуаров и лирического дневника.
В Алматы Сергей Иванович приехал из Оренбурга в 1935 году по приглашению музыкального театра, который позднее стал Казахским академическим театром оперы и балета им. Абая. Почти тридцать лет он проработал там, создав большое количество театральных декораций и иллюстраций к постановкам. После выхода на пенсию он часто рисовал на улицах и в парках и со временем стал городской легендой из-за своих экстравагантных нарядов и экцентричного поведения. Калмыков никогда не продавал свои работы и лишь изредка дарил их знакомым, а иногда и незнакомцам.
В 1967 году художник умер, но место его захоронения неизвестно.
По самым грубым подсчетам, он оставил после себя свыше полутора тысяч работ (рисунки, графика, живопись) и около десяти тысяч страниц рукописей.
Его картины сохранились в коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее в Москве, в Государственном музее искусств им. А. Кастеева в Алматы. Довольно значительное число работ также находится в частных коллекциях как в самом Казахстане, так и в России, США и Европе.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото www.inform.kz, Алматы

Надежда ПЛЯСКИНА
.jpg)

