Ещё раз про любовь
Вот уж воистину нет повести печальнее на свете, чем попытка поставить спектакль “Ромео и Джульетта”.
А все потому, что шекспировская история двух влюбленных заюзана подмостками как ни одна другая. И зритель вправе ожидать не просто качественного прочтения, а чего-то нового: поворота, взгляда, стиля. Только в Алматы и только за последние несколько лет мы видели и знаменитый балет Григоровича на музыку Прокофьева, и версию ТЮЗа им. Сац. Это не говоря о том, что современный зритель может копнуть просторы Интернета и выбрать кинохиты и театральные постановки на любой вкус. Словом, у зрителя должен быть солидный повод, чтобы прийти в театр и посвятить три часа полнометражной сценической версии.
Это, конечно, прекрасно понимал приглашенный из Тбилиси для постановки спектакля режиссер Гиорги МАРГВЕЛАШВИЛИ (на снимке). Вполне логично, что на сцене мы видим не классический набор костюмов, сцен и реплик. Вневременное и вненациональное действо максимально условно. Декорации заменяют металлические конструкции. Они и дают возможность много двигаться актерам, и открывают простор их воображению, и словно олицетворяют жесткость общественных норм. Костюмы вполне карнавальные, с легким стилизованным намеком на далекие времена и вполне современными джинсами в дырках, чулками и прочими деталями сегодняшней моды. Кажется, что и режиссер сделал все, чтобы зритель не заскучал. Ромео с друзьями стреляют друг в друга из детских водяных пистолетов, Джульетта выходит на балкон для того, чтобы потихоньку от няни покурить, мечтая о незнакомце. Этими действиями разбивается архаичность стихотворного текста - заснуть не получится даже у самого далекого от театра человека.
В версии Маргвелашвили Джульетта сразу заговаривает о свадьбе, а вот Ромео вроде как и не очень в восторге от мысли бежать под венец. Вот только порой зритель невольно больше следит за придумками режиссера, попытками окарнавалить Шекспира, чем за ошеломляющей любовью, заставившей повзрослеть двух подростков и стоившей им жизни. При всей яркости происходящего почему-то подспудно возникает ощущение, что что-то подобное а-ля современность уже неоднократно обретало жизнь на подмостках. Впрочем, у спектакля есть один большой плюс - это великолепные актерские работы. Причем все вместе они складываются в хороший ансамбль, где никто не тянет на себя одеяло.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
На снимках: сцены из спектакля.