3081

Проба таланта

Нужна определенная творческая наглость, чтобы, играя Рудольфа НУРИЕВА, еще и танцевать в его образе. У Чингиза КАПИНА она нашлась

Этот спектакль вообще не о растяжке или виртуозных прыжках, как и не о бурной личной жизни артиста. Чингиз не изображает Нуриева, а пытается примерить на себя его жизнь. Поэтому отсутствуют пафос и пиетет по отношению к божественному Нуриеву. И наверное, это был единственно искренний шанс рассказать о танцоре, используя практически только пластику.
Любимая партнерша? Пожалуйста! После нескольких документальных кадров Чингиз выдает потрясающий танец-импровизацию, когда он одновременно и рука Нуриева, и трепетная ручка танцовщицы. Он передает сам себя из одного образа в другой, выполняет поддержки, сохраняя отрешенное выражение лица, присущее великим артистам балета.
Но он позволяет себе и поюморить. Например, с застенчивой настойчивостью снова и снова выходит к публике, добиваясь аплодисментов, и успокаивается, лишь когда слышит басистое “браво!”.
Не обходит стороной спектакль и личную жизнь танцора. В нужный момент из зрительного зала на сцену вызван партнер, который вступает сначала в своеобразный баттл, а затем это переходит в эротичный, на грани фола, танец.
С первого появления на публике можно “выкупить” Чингиза - за его плечами явно есть классическая хореографическая школа. Но не оставляет сомнения и актерский талант. И что не менее важно - умение осмыс­лить факты и передать что-то главное, что покоится под их толщей.
- Да, я окончил хореографическое училище имени Селезнева в Алматы, а затем ВГИК в Москве, - говорит Чингиз. - Причем окончил как обладатель стипендии “Болашак”. Поэтому должен был вернуться в Казахстан. Впрочем, я об этом не жалею и считаю совершенно правильным такое положение вещей, когда, отучившись за границей на государственный грант, ты должен вернуться домой и работать здесь. Конечно, поначалу мне хотелось попасть на киноплощадку, но когда в 2009 году я приехал, у нас снималось по одной картине в год. Я работал на кинофестивалях, принимал участие в социальных проектах, а потом попал в театр “АРТиШОК”. Когда человек не отмазывается, не находит сотню причин для неудач, то рано или поздно ему предоставляется необходимый шанс.
- “Проба” - это попытка рассказать биографию Нуриева, или потерзать скандальный ореол вокруг его персоны, или повторить тему одиночества творческого человека?
- Ни то, ни другое, ни третье. Мой главный месседж - не убегайте от самих себя, следуйте за своей мечтой. Для этого всегда есть возможность. После окончания хореографического училища прошло 11 лет, и я наконец смог соединить две профессии - актера и танцора, примерить на себя образ такого неординарного человека, как Рудольф Нуриев. Зритель видит не комнату Нуриева, а грим-уборную театра “АРТиШОК”, в которой сидит актер Чингиз Капин и примеряет на себя образ Нуриева. Пробует его на вкус, ощущени е, эмоцию. Мне было интересно не сыграть его, а побыть таким, как он, и на его примере понять самого себя. Рассказывая о своей мечте, я сам после каждого спектакля словно освобождаюсь, чувствую невероятную легкость. Актеру дано понять и прочувствовать больше в своей жизни. А мы все живем в иллюзорном мире, уткнувшись в гаджеты. Ничего не созидаем, ничего не творим, боимся реализовать свои мечты. Это неправильно.
- И все же что является путеводной нитью, соединяющей части спектакля?
- Я отталкивался от тех фактов, которые прочитал в автобиографии Нуриева, написанной в 23 года, через год после эмиграции. Там, конечно, он больше говорит об учебе, детстве, но это и ценно. Я считаю, что все мы формируемся именно в юности и все наши чувства прорастают именно оттуда.
- Вы много танцуете. Не боитесь, что над вами посмеются - мол, вообразил себя великим танцором...
- Действительно, “Проба” построена на пластике. Зачастую это импровизация - каждый раз, когда я выхожу на сцену, позволяю себе сказать: нет, я сегодня не чувствую это или чувствую не так - и сделать иначе. Что касается, быть смешным... Мой учитель как-то сказал: “Наше дело шутовское...”. Так что рассмешить не боюсь.
- А не опасаетесь, что вас могут упрекнуть в слишком откровенных сценах, где мальчик танцует с мальчиком?
- Мне неинтересно, что происходило в постели Нуриева, мне интересно, что он чувствовал, как любил, как расставался. Говорят, что он мог сменить до шести партнеров за ночь. Но является ли этот факт достоверным или даже просто главным в его биографии? Мне интересна природа, инстинкт таланта, который заставляет его быть именно таким.
Справедливости ради стоит сказать, что у спектакля есть и режиссер - это дебютантка Катя ДЗВОНИК. Она открывает долгоиграющий проект театра “АРТиШОК”, который даст возможность молодым режиссерам показать свои работы публике. Но все же этот моноспектакль в большей степени выношен и вынесен на сцену именно Чингизом, и он царствует в нем по праву.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть