1613

Художник, что рисует звук

Весьма необычные работы представила на суд алматинского зрителя Наргис РАХМАНОВА-ДРЕССЛЕР (на снимке) на выставке “Звуки номадов, постигая послания красоты”. Ее картины сделаны в технике вышивки проволокой и дополненной аппликацией. Сама художница уверяет, что это попытка расшифровать тайны Вселенной.

Наргис встретила своего мужа в Америке и теперь живет на две страны - США и Казахстан. Увлечение орнаментом началось как раз со свадебного путешествия. Любимый повез ее в Испанию и показал шедевр мавританской архитектуры - Альгамбру. Про ее арку, собравшую лучшие образцы восточной орнаменталистики, Нар­гис много читала, даже рисовала ее. Но увидев воочию, моментально влюбилась. А потом захотелось понять, почему же эта геометрическая красота так завораживает? Вот тогда Наргис обратилась к философии, математике и истории. Открытий оказалось много...
- Когда я начала задавать вопросы в этом направлении, - рассказывает она, - то на меня буквально начали валиться с полок нужные книги, я встречала людей, которые давно изучают орнаменты с математической точки зрения. Кстати, еще Платон призывал раскодировать ее красоту. Стоит вспомнить, что в его времена наука и искусство не разделялись. В этом есть глубокий смысл.
Как художник, Наргис для себя открыла тот факт, что в греческой и особенно арабской культуре все было пронизано математикой. Но оказалось, что и в современном мире достаточно много ученых, изу­чающих орнамент именно с точки зрения математики и геометрии.
- И все это очень хорошо стыкуется с казахским орнаментом: арабы были кочевниками, как и казахи, для них очень важен был звук. Кстати, арабские художники никогда не употребляли слова, “украшение” применительно к орнаменту. Это были зашифрованные законы пространства. Вот так мне пришлось пройти все пласты философии, истории и математики, чтобы попытаться понять, почему так завораживает красота орнамента, почему он так долго живет в неизменном виде. И в своих работах я хотела разобрать на составляющие орнамент, выделить какие-то первоосновы.
Вот тогда Наргис и пришла к выводу, что орнамент - это не только математика, но еще и звук, то есть определенная частота. Отсюда появилась ее видеоинсталляция: в специальную трубку вокалистка поет, а на вибрирующей поверхности из соли складываются причудливые узоры. Наргис пошла еще дальше. Правда, простому человеку сложно понять весь путь математических рассуждений и ссылок на труды ученых, но художница уверена, что именно с помощью математики и геометрических моделей можно доказать, что наш мир - это нечто закрытое, вроде большого аквариума, за которым, возможно, кто-то наблюдает.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира заикина, Алматы

Поделиться
Класснуть