В джазе не только девушки
Ирэн АРАВИНА (на снимке) уверена, что, чем тяжелее времена, тем популярнее джаз. Поэтому запускает фестиваль в новом формате. Причем для первой приглашенной звезды проекта перелет оплачивает из собственного кошелька...
Фестиваль будет долгоиграющим - по одному концерту раз в два месяца, зато это очень удобно алматинской публике. Обычно на фестивалях джаза в небольшой временной промежуток втиснуто сразу несколько событий, и зрителям приходится выбирать между ними. К тому же джаз не может быть массовым по определению, и еще недавно все музыканты жаловались, что этот жанр не популярен. А вот Ирэн уверена: мы стоим на пороге джазового бума.
- На самом фестивале будет не только собственно джаз, но и блюз, и акустика, и фьюжн, - говорит Ирэн. - Мы хотим привозить в Алматы интеллектуальную музыку, которой много в Европе, а до нас доходят лишь ее отголоски. Первым в ноябре выступит Сергей ПРОНЬ - лучшая труба России, по мнению музыкальных критиков. Главное в проекте то, что это будут не концерты гостей, а их совместные выступления с нашими музыкантами, когда мы играем музыку друг друга.
- Весь прошлый год ваше имя постоянно мелькало на афишах. Вы едва ли не самый частый гость на малых и крохотных сценах. Почему ваш опыт не перенимают другие?
- Такие выступления не дают больших заработков, они только позволяют держаться на плаву мне и музыкантам, которые работают со мной. Джазовый музыкант очень редко думает о размере гонорара. Он не может не играть или не петь, причем ту музыку, которую просит его сердце. На самом деле у нас очень много интересных небольших площадок. Например, тот же Музей искусств имени Кастеева. Вы не представляете, как интересно там выступать. Музыка, которую невозможно дважды исполнить одинаково, звучит среди картин, неизменных во времени. Это очень интересно.
- Но вы же понимаете, что даже на пике популярности джаз не перебьет нашу попсу?
- Конечно, не перебьет! Это разные вещи, как футбол и волейбол, хотя вроде и там и там игра с мячом. Джаз и во всем мире не самый популярный жанр музыки. Нам повезло, что старшее поколение педагогов воспитало удивительную, шикарную плеяду музыкантов, которая вот-вот заявит о себе настоящим взрывом джаза в Казахстане. Я лично жду не дождусь, когда этот процесс кристаллизуется. Чего стоит одна Анастасия ПЕТРОВА, которая сейчас учится в Европе и за год должна пройти курс, рассчитанный на три года обучения. Я уверена, что в нее вцепятся там, но также я верю, что Настя вернется в Казахстан и будет работать здесь, потому что она очень патриотичная девушка.
- Может быть, сейчас по каким-то объективным причинам наступает время джаза?
- Конечно, фестивали, которые проходят в Алматы, и появление интеллектуальных радиостанций раскачали ситуацию. Но еще я должна сказать, что джаз всегда расцветает в трудные времена. Потому что его главная функция - утешать. В тридцатых годах, во времена Великой депрессии в Америке, его так и называли - великим утешителем. Тогда и появились самые известные оркестры и солисты, которых транслировали на всю страну по радио. Их слушали, под эту музыку танцевали и забывали про свои беды. С джазом Америка пережила депрессию и выжила. К тому же философия этой музыки как раз в том, чтобы не унывать, вставать и идти вперед, несмотря ни на что. Тексты многих джазовых стандартов как раз говорят о том, что жизнь - это редкий дар, его надо ценить и радоваться даже тогда, когда все плохо. Такая философия помогает человеку подниматься с колен и расти над собой. В этом секрет успеха джаза и его популярности.
- Если нас ждет бум джаза, то неизбежно должно появиться много авторской музыки, возможно, с восточными мотивами...
- Восток активно использовали еще шестидесятники. Достаточно вспомнить нашего джазмена Тахира ИБРАГИМОВА. Что касается авторских произведений, то их много уже сейчас. Наши музыканты активно пишут, выкладывают свои произведения в Интернет, и их исполняют. Очень популярны композиции Виктора ХОМЕНКОВА, они звучат на многих международных джазовых фестивалях, например, в Клайпеде мэр города, трубач, даже принял участие в исполнении одной из них и потом высказал восхищение. Он был удивлен, что в Казахстане есть хороший авторский джаз.
- И все же вы могли бы набрать учеников и заработать, вместо того чтобы на свои деньги покупать билеты для приглашенных джазменов?
- Дело не в том, чтобы заработать больше денег, а в том, чтобы жить в радость. Я уверена, что очень важно делать то, что тебя вдохновляет. Тогда, кстати, появляются и хорошие коммерческие предложения. А если я не буду общаться с музыкантами, со своими единомышленниками, не будет во всем этом смысла. В джазе диалог так же важен, как и свобода.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Ирэн АРАВИНОЙ, Алматы