1985

Очень приятно - царь!

В Алматы открылась выставка президента Российской академии художеств Зураба ЦЕРЕТЕЛИ (на снимке).

На ней представлены работы мастера последних пяти лет, причем в основном живописные. У большей части публики Зураб Константинович ассоциируется с гигантскими монументами, благодаря которым он снискал себе мировую славу (это и скульптура Петра I в Москве, и падающая слеза на месте разрушенных 11 сентября небоскребов в Нью-Йорке, и многие другие). В настоящее время Церетели работает над монументом, посвященным открытию Америки. Он будет расположен на двух континентах. В народе ходят даже шутки про масштабность мастера, мол, попросил он у мэра Москвы Царь-колокол - нужен колокольчик для скульптуры “Тройка”. Зураб Церетели уверяет, что на подобные шутки не обижается, хотя и не коллекционирует их:
- Такие шутки поднимают мне тонус - так говорят неграмотные люди, - уверен скульптор. - Долгое время весь Советский Союз видел лишь скульптуры Маркса и Ленина. Поэтому, к примеру, размер скульп­туры Петра I подчеркивал само понятие “царь”.
У открывшейся в Алматы выставки нет какой-то подоплеки - это не подготовка к появлению скульптур Церетели в Астане или Алматы. До этого Зураб Константинович принимал участие в разработке генплана Астаны, но в южной столице с выставкой он впервые. Впрочем, маэстро признался, что если бы он хотел сделать памятник, олицетворяющий Алматы, то главной темой его была бы любовь к родной земле и ближнему.
На открытии выставки на художника, как и положено дорогому гостю в Казахстане, надели чапан, а Церетели признался, что считает этнографию важнейшей наукой:
- Мой совет вам: создавайте музей этнографии. Поколения должны передавать свой опыт. Это мой крик души...
В зале Музея искусств им. Кастеева алматинские зрители могут увидеть не Церетели-монументалиста, а вдохновенного художника. Да, его полотна редко бывают меньше трех метров в высоту, так что человеческие фигуры масштабнее натуры. В результате с холстов на нас глядят чуть неуклюжие, добрые, чувствительные люди. Примерно такие герои, которых мы знаем по фильмам Данелии. Завораживающая яркость красок и нарочитая простота линий делает их скульптурно выпуклыми. И необъяснимым образом в картинах присутствует столь присущий грузинам юмор:
- Почему я стал живописцем? У меня дядя был художник, очень красивый, высокий. Я думал, если начну рисовать, то буду таким же, но вот не получилось... в смысле атлетического сложения!

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть