О чём звук?

Едиль ХУСАИНОВ (на снимке) не просто играет практически на всех казахских народных инструментах, но еще и пишет этническую музыку. Для маэстро главный признак удачного произведения, когда говорят: “Непонятно, но пахнет казахом”. 
- Три года назад вы переехали в Астану. Это комплекс кочевника или вам чего-то не хватало в Алматы?
- Астана для меня не чужой город, там родилась мама. Так получилось, что в Алматы я не то чтобы выдохся... Здесь стало слишком жирно, слишком комфортно. Все уже было, и даже работать не надо было. Я почувствовал, что начинаю портиться. И все как-то само собой сложилось для переезда. А на новом месте приходится заново доказывать, что ты можешь. Это очень тонизирует.
- Чаще мужчины, переживая кризис, просто заводят любовницу...
- Можно было и так сделать, но это было бы всего лишь отвлечение, игрушка. Внутри все так же точил бы меня червь сомнения. Зато сейчас у меня в Алматы появился новый проект, с которым мы уже заявили о себе - “Едиль Хусаинов и Satzhan Project”. Но для этого мне надо было отойти от южной столицы.
- И все же ваш главный проект - это собственно вы. Что для себя вы сделали на новом месте?
- Я стал больше писать музыку для балетов, фильмов, мультфильмов, спектаклей. Серьезную авторскую музыку. Недавно в Астане сделал большой концерт с лучшими композициями. Естественно, я представляю страну на всех крупных международных мероприятиях. Когда Казахстан вступал в ВТО, я играл в Женеве, когда нам передавали флаг EXPO - в Париже, недавно - в Милане, в павильоне Казахстана на EXPO.
- Такой незаменимый или просто умеете дружить с чиновниками?
- У нас не так много музыкантов, которые подходят для таких мероприятий. Эстрадные фонограммщики нужны только нам самим, классическая музыка есть и у самой Европы. Народная не слишком понятна широкому слушателю. А вот работающих, как я, в этнике, то есть создающих что-то свое на основе традиционной музыки, мало. Ведь как получился мой новый алматинский проект? Попросили выступить на фестивале “Спирит оф Тенгри”. Организаторы так и сказали, что к нам обычно приезжают очень сильные иностранные команды этнических музыкантов, и казахстанские исполнители на их фоне выглядят мальчиками для битья.
- Двадцать лет независимости прошло, а у нас исполнители этники все еще желторотые?
- Потому что сами казахи еще не дошли до понимания этого вопроса. Можно надеть саукеле и взять в руки домбру, как это делают на эстраде, но это будут только атрибуты. Можно исполнить что-то из фольклора - это будет народная музыка. Для ее исполнения зачастую необязательно даже знать ноты, главное - придерживаться канонов. Здесь собственное прочтение, особенно таких величин, как Абай, не приветствуется, аксакалы будут сильно недовольны. На этом мы тоже обжигались. А для этники нужен совершенно другой подход, собственный взгляд и мнение. Кстати, после нашего первого же выступления на фестивале “Тенгри” нас пригласили приехать сразу три страны.
- Почему вы считаете, что только этника востребована как представительская карточка за рубежом?
- Ну не фонограммщиков же везти? Это музыкальный регресс. Я убежден, что право на жизнь имеет только живое выступление. Ушел с эстрады Батырхан, и что у нас осталось из настоящей поп-музыки, а не из мусора, который называется попсой? Я не против, но это нельзя отнести к музыке: грамотный менеджмент, хорошо отлаженная бизнес-машина, и все. И наши попсовики востребованы только в Казахстане. Я никогда не видел их в Лондоне, не слышал, чтобы они выступали в Карнеги-холле. А я там три раза выступал, и это для меня предмет гордости.
- Есть у вас по жизни собственный девиз?
- “Всегда готов!” Мой коллега и товарищ скрипач Марат БИСЕНГАЛИЕВ сказал как-то хорошую фразу: “Не важно, что у тебя сейчас происходит, но ты должен быть всегда готов к выступлению. И когда тебе предлагают, должен так и сказать: “Готов!” Что я и делаю. Позвонили как-то в три часа ночи и сообщили, что в восемь утра надо быть в аэропорту и вылетать в Женеву, чтобы там выступить. “Сможете?” - “Да”. - “А инструменты?” - “По правую руку от меня лежат”. - “А костюм?” - “По левую”. Такие внезапные приглашения даже по приколу.
- Регионы у нас одинаково слушают музыку?
- Конечно, нет. Кстати, попсу делает юг. Меня тоже приглашают в Шымкент, но не из-за музыки, а потому что это круто пригласить Едиля Хусаинова. Как еще выделиться перед уважаемым гостем? У нас вообще многие относятся к музыке как к какому-то фону. Но настоящая этника - это серьезная музыка. И я уверен, что это как раз то, что может Казахстан предъявить миру. Я двадцать лет езжу, выступаю за границей чаще, чем на родине, и точно знаю, что этника - это некий ключ, который помогает другим людям открывать нас и нашу культуру.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Едиля ХУСАИНОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО